«и не стыдно тебе бояться?» 7 советов психолога о детских страхах

Как успокоить ребенка?

Правильная профилактика поможет избежать детских стрессов. Но если родители узнали о страхе ребенка слишком поздно, когда он превратился в навязчивую тревогу? Например, ребенок не хочет идти в школу. После нескольких дней скандалов и разбирательств выясняется, что несколько дней назад по дороге на место учебы его покусала собака. Ребенок замкнулся, страх прогрессирует. Ученик перенес страх на школу, он пытается обезопасить себя от физической боли, прогуливая занятия. В данном случае лучше обратиться к специалисту, занимающемуся психологическими травмами.

Иногда нездоровая атмосфера в коллективе может спровоцировать эффект разорвавшейся бомбы. Разговаривайте с ребенком не только об учебе, но и о его взаимоотношениях со сверстниками. Предложите позвать одноклассников в гости. Налаживайте связи с его друзьями, их родителями. Тогда страхи, основанные на конфликтных ситуациях в классе, отпадут сами собой. Приятно учиться в дружном коллективе, где нет места обидам и зависти. В классе учатся мальчики и девочки одного возраста. Часто одноклассники становятся лучшими друзьями на всю жизнь. Обязательно расскажите об этом ребенку.

Если страх не уходит, попробуйте наглядно представить его. Попросите ребенка нарисовать свои опасения, а потом вместе разорвите лист бумаги на мелкие кусочки. Вместе с рисунком вы уничтожаете и панику. Этот метод психологи считают очень действенным. Можно написать страх на бумаге, свернуть трубочкой и положить в воздушный шарик. Тревога улетит вместе с ярким шаром. Ребенок обретет спокойствие и гармонию.

Если вы видите, что ребенку не очень комфортно в учебном учреждении и он чего-то боится, обязательно выясните причину. Доверие поможет побороть школьные страхи.

https://youtube.com/watch?v=yK7Tz5-5rCg

Природа детских страхов

Ответить на вопрос: «Откуда берутся детские страхи?» очень сложно, потому что страхи появляются у малышей в самом раннем возрасте. Причиной детских страхов может стать: неожиданная встреча на улице с большой собакой, собственные фантазии, взаимоотношения с другими детьми и даже поведение родителей и родственников. Кроме того, нельзя списывать со счетов характер ребенка: кто-то из нас от природы более пуглив, а кто-то не боится вообще ничего

Но всегда важно помнить, что страх — нормальная эмоция, необходимая для развития человека. Давайте подробнее поговорим про детские страхи.

Психологи делят детские страхи на три категории.

Сверхценные. К ним относятся тревоги, созданные воображением ребенка, например страх темноты или одиночества.

Навязчивые. Эти страхи проявляются в конкретных ситуациях — например, в поликлинике (боязнь врачей) или на колесе обозрения (страх высоты).

Бредовые. Эти страхи не подчиняются логическому объяснению: так, малыш может панически бояться завязывать шнурки или каких-то фруктов.

Кроме того, при некоторых обстоятельствах детские страхи усиливаются и множатся. 

Вот список самых распространенных «факторов страха»:

  • Гнев и угрозы по отношению к ребенку;
  • Внушения со стороны взрослых (малыша предупреждают об опасностях, которые он еще не осознает);
  • Внушения со стороны детей (сверстники делятся с ребенком своими страхами, и он начинает бояться с ними за компанию);
  • Диагностированный невроз;
  • Конфликты в семье;
  • Обиды со стороны сверстников;
  • Плохие жилищные условия;
  • Количество детей в семье — чем больше братьев и сестер, тем меньше
  • Возраст родителей — чем старше мама и папа, тем более беспокойный ребенок;
  • Пол малыша: девочки боятся больше, чем мальчики.

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Помогите подростку развить навыки релаксации

Релаксация — это процесс осознанного и целенаправленного управления физическим и эмоциональным состоянием, который помогает снизить уровень стресса и тревоги. Ниже приведены несколько способов, которые помогут вашему подростку научиться расслабляться и преодолевать свои страхи:

  1. Глубокое дыхание: научите подростка сосредоточиться на своем дыхании. Попросите его медленно вдохнуть через нос, задержать дыхание на секунду, а затем медленно выдохнуть через рот. Повторите этот процесс несколько раз, пока ваш подросток не почувствует себя более спокойно и расслабленно.
  2. Мышечное расслабление: помогите подростку осознать напряжение в своем теле и научиться расслаблять его. Попросите его сначала напрячь и затем расслабить каждую группу мышц в теле, начиная с головы и заканчивая пальцами на ногах.
  3. Визуализация: научите подростка использовать силу воображения для создания спокойного и безопасного места в своем уме. Попросите его представить место, где он себя комфортно чувствует, и наслаждаться его присутствием в уме.
  4. Медитация: введите подростка в практику медитации, которая может помочь ему сосредоточиться на настоящем моменте и снизить уровень тревоги. Предложите ему начать с коротких сеансов медитации, постепенно увеличивая их продолжительность.

Помните, что каждый подросток уникален, и то, что работает для одного, может не сработать для другого

Поэтому важно обсудить с подростком различные методы релаксации и найти те, которые наиболее соответствуют его потребностям и предпочтениям

Развитие навыков релаксации может занять некоторое время и требует постоянного практического применения

Поэтому важно поддерживать подростка и поощрять его в его усилиях. В конечном итоге, наличие этих навыков поможет подростку лучше справляться с ежедневным стрессом и тревогой, повышая его самооценку и благополучие

Как помочь ребёнку, который отказывается идти в школу

Если ребёнок не хочет ходить на школьные уроки — это не повод ругаться и обвинять его в лени, вешать на него ярлыки и акцентировать внимание на его неудачах. Вместо этого лучше оказывать таким детям больше поддержки и сохранять позитивный настрой в общении, говорить ребёнку, что в школу ходить нужно всем и вы верите, что он сможет преодолеть все сложности

Сперва стоит понаблюдать за ребёнком, его состоянием и реакциями на упоминания школы. Если вы замечаете, что ребёнок в целом чувствует себя хорошо, изучение школьных предметов не вызывает у него затруднений и ему нравится общаться со сверстниками, но при разговорах о школе он расстраивается и замыкается в себе, это однозначно повод начать разговор

Обратитесь к своему ребёнку с вопросами: «Что тебя пугает? Что тебя расстраивает?» Нельзя недооценивать, какую роль на развитие детей оказывает родительское внимание. Зачастую простая фраза «Что-то случилось? Ты можешь поделиться со мной» может сдвинуть дело с мёртвой точки

Так ребёнок почувствует, что он не один, и это улучшит его эмоциональное состояние и стрессоустойчивость.

Полезно обсудить дома, зачем вообще нужна учёба в школе — что она может дать и как она поможет развить сильные стороны вашего ребёнка. Можно поделиться собственным опытом учёбы в школе: рассказать, какие у вас были проблемы и как вы с ними справлялись.

Наконец, хорошая идея — поговорить со школьными преподавателями, в особенности с классным руководителем. Можно рассказать учителям о темпераменте ребёнка и попросить учитывать его в обучении. Например, у кого-то вызывает настоящую панику ответ у доски перед всем классом, и такой формат задания можно переделать — просить ребёнка отвечать устно только перед педагогом или включать его в групповую работу над докладами, чтобы он постепенно привыкал к устным выступлениям.

Лечение медикаментами

Медикаментозная терапия позволяет избавиться от симптомов, которые мучают больного. Такое лечение является второстепенным. Основным оно становится только при неэффективности коррекции психики или же из-за перетекания фобии в невротические заболевания.

Прописанные врачом таблетки могут помочь снять напряжение, депрессию и даже проявления астении. Медики прописывают юным пациентам:

  • при астенических проявлениях витамины и препараты кальция, ноотропные средства;
  • при проявлении депрессии легкие антидепрессанты;
  • при сильной возбудимости успокоительные препараты;
  • при гипостении транквилизаторы.

Лечить юных пациентов необходимо, применяя методы комплексной терапии. Совмещается прием медикаментов, физиотерапия и индивидуальная работа психолога с ребенком. Учитывается его возраст.

Лечение медикаментами обычно сочетается с психологической коррекцией

Ослабление страхов у дошкольников

По мере роста, мир дошкольников расширяется, но они продолжают бояться новых мест и людей. Новые познания вызывают страх перед неожиданностями.
С одной стороны, это результат конкретного опыта, с другой — результат развивающегося воображения. С этой точки зрения, возможность представить себе, что в темном шкафу действительно ничего не прячется, — прекрасное достижение. Но в этом возрасте они еще недостаточно овладели навыками, чтобы научиться успокаивать себя.
Как они устанавливают связь между разумом и эмоциями?
Маленькие дети в возрасте 4 или 5 лет хорошо умеют отличать воображаемое от реального — если только это не связано с чем-то пугающим. Когда эмоция реальна, им трудно определить, что сопутствующий ей опыт тоже ненастоящий.

Как вы можете помочь своему ребенку справиться с подобными страхами?
В любом возрасте разбейте задачу на маленькие шаги. Займитесь изучением этой большой темной пещеры в чулане, превратив ее во что-то веселое и позитивное. Создавая конкурирующие эмоции, вы помогаете сжечь тревогу. Будьте изобретательны: зайдите в темную комнату и почитайте книгу при свете фонарика. Сделай пять глупых рожиц и немедленно уходи. Разыграйте 20 вопросов. Все это приведет вашего ребенка в другое настроение. Практикуйтесь как можно чаще для достижения наилучших результатов.

Собаки — еще один серьезный страх для дошкольников. Собаки часто бывают большими, шумными и стремящимися подпрыгнуть и облизать — не лучшее сочетание для маленьких. Не поддавайтесь искушению либо чрезмерно защищать ребенка, либо успокаивать: «Все в порядке, давай!». Вместо этого дайте ребенку возможность получить непосредственный и безопасный опыт. Поговорите с владельцем собаки и спросите: «Дружелюбна ли собака? Можем ли мы сказать «привет»?». Или спросите своего ребенка: «Собака виляет хвостом? Это признак дружелюбной собаки». Если у вас есть друг с собакой, договоритесь с ним о том, чтобы ваш ребенок понаблюдал, как собака спит. Это позволяет безопасно войти в мир собак.

Уже будучи что в возрасте трех — четырех лет дети могут столкнуться с тем, что ожидание будущего может вызывать беспокойство.

Примерно к 7 годам они обнаруживают, что негативные мысли могут вызвать у них плохое самочувствие, и это происходит раньше, чем они поймут, что позитивные мысли могут помочь им почувствовать себя хорошо. Несмотря на это понимание, дошкольникам не хватает внимательности, чтобы перенаправить свои мысли, что объясняет, почему попытки отговорить маленького ребенка от его страхов непродуктивны. Еще более ощутимая помощь – это предложить ребенку рисовать картинки в «дневнике счастья», к которому, когда он становится старше, можно добавлять слова или описания.

Рекомендации для родителей

Что делать если ребенок боится темноты? Самый ценный совет в этой ситуации: вступая в бой с монстрами, старайтесь быть максимально искренними и заинтересованными. Дети очень чутки к родительскому обману.

Верьте в монстров вместе с ребенком

Первое и самое важное, что нужно сделать маме и папе, — это искренне поверить в существование страха и того, что этот страх вызывает. Для ребёнка он реален!

Для ребёнка он реален!

Попытка избавить малыша от боязни того или иного пугающего образа словами «не существует» и «не бывает» приведёт к обратному эффекту. Ребёнок почувствует себя непонятым и одиноким. Ему будет ещё страшнее.

Поддерживайте самооценку

Второе — никогда не называть ребенка трусом и не сравнивать с другими «смелыми детьми». Так вы к страхам чада добавите неуверенность и заниженную самооценку. А ещё хуже — мысль о том, что его не любят. И, наоборот, высокая самооценка, осознание своей значимости для родителей придают уверенности и сил в борьбе против пугающей тьмы.

Играйте против страха

Третье — создайте вокруг ребёнка атмосферу психологического комфорта (не путать со вседозволенностью!). Пройдите вместе, рука об руку все возрастные неприятности.

Что же касается страхов, то, как сказал Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». Игра, правильно подобранная сказка и добрый юмор — ваши лучшие помощники:

  • понаблюдайте вместе с малышом, какие «ужасные» тени отбрасывают самые банальные вещи в комнате (стопка одежды на стуле в углу, рубашка на «плечиках», шапка на полке и т.

     д.), посмейтесь, сочините об этом сказку или стихотворение;

  • поиграйте в лесных зверушек, используя сначала детские тоннели, а затем более затемненный вариант «норки» из плотного одеяла;
  • нарисуйте самый страшный страх, а затем специальным «волшебным» карандашом или кистью дорисуйте забавные элементы и посмейтесь над этим страхом;
  • придумайте и разыграйте игры-путешествия с преодолением препятствий (с завязанными глазами, например), непременно высмеивайте и побеждайте злодеев;
  • играйте в театр, для которого затемнение — не просто норма, но правило; кукольный, теневой, драматический, сатирический, — главное, чтобы страшное и злое было успешно и весело побеждено;
  • прятки и жмурки с чутким сопровождением взрослых

Профилактика

Профилактика детских страхов прежде всего проводится в семье, где живет маленький ребенок, и заключается в правильном воспитании. Даже при научном подходе и значительных педагогических усилиях предотвратить пугающие переживания не всегда возможно.

Многие родители пытаются избавить ребенка от страхов самостоятельно и допускают ошибки. Они мешают достичь успеха. Психологи напоминают о том, что нельзя делать при выявленном навязчивом страхе:

  • Игнорировать проблему, считая, что она пройдет с возрастом. Такая тактика поведения оказывается разрушительной для детской психики и нередко заканчивается формированием устойчивых фобий, трудно поддающихся коррекции.

  • Смеяться над страхами ребенка, шутить о них в присутствии посторонних людей, начинать критику только за факт наличия страха.

  • Пытаться усиливать его в надежде “выбить клин клином”. Если заставить ребенка вновь повстречаться с объектом своего страха и попытаться убедить в его безвредности, нарушения только усилятся и приобретут черты психосоматического заболевания. У ребенка могут начаться головные боли, он начнет худеть, у него нарушается сон, а мысли целиком заполняются выдуманным чудовищем. Проблема только затягивается.

Заниматься самостоятельным преодолением страхов у детей можно с учетом рекомендаций психолога:

  • Ребенку нужно продемонстрировать, что его проблема близка всем взрослым членам семьи, доверительным тоном сообщить ему об этом.

  • Доступным языком объяснять малышу природу пугающих явлений, например, рассказать, почему гудит пылесос или шумит вода в чайнике, откуда берется гром и как в небе появляется молния.

  • Пугающей темы в повседневной жизни касаться только косвенно. Если ребенок боится диких животных, не нужно показывать ему фильмы, где присутствуют сцены нападения зверей на людей или своих сородичей. Ребенку лучше видеть на экране документальную ленту, в которой мама-медведица ласкает медвежат и играет с ними, а забавный мультяшный медвежонок распевает веселые песни.

  • Примеры безопасного обращения с пугающими предметами нужно показывать на расстоянии, не заставлять малыша приближаться к объекту своего страха и пытаться его трогать.

  • Сообщить малышу, что чувство страха есть у всех людей, даже у мам, пап, бабушек и дедушек. Полезно рассказать историю о преодолении собственных детских переживаний.

  • Убрать из детской жизни потенциальные источники страхов — фильмы-ужастики, страшные рассказы и картинки. Ребенку, который стал свидетелем жутковатого сценария, нужно объяснить, что произошло, затем отвлечь и занять другими делами.

Всем родителям психологи рекомендуют убедиться, что не они сами стали причиной детского испуга. Иногда полезно критически посмотреть на себя со стороны и оценить методы воспитания собственного ребенка, устранить бесконечные запреты и одергивания любопытного малыша, не угрожать ему наказанием в темной комнате и т.д.

Если самостоятельные действия не приводят к решению проблемы и у ребенка все-таки присутствуют переживания по надуманным поводам, наиболее рационально обратиться за помощью в специализированную клинику психического здоровья. Страхи, которые отравляют юную жизнь, должны устранять профессиональные психологи и психотерапевты. Отработанные методики диагностики и лечения позволяют справиться с наиболее сложными проблемами.

Список литературы:

Другие причины, почему дети не хотят ходить в школу

Ребёнок никогда не будет избегать школы просто так — почти всегда отказ от посещения занятий вызван эмоциональными проблемами. Чаще всего причина кроется в школьной среде: возможно, ребёнка раздражает сосед по парте или у него произошёл конфликт с учителем или одноклассниками

В младшем школьном возрасте своевременный разбор таких проблем позволяет психике легко восстановиться, поэтому родителям стоит обращать внимание на поведение ребёнка и быть готовыми проговорить проблемные ситуации и помочь ребёнку их решить

Понять, правда ли дело в школе, поможет разговор с классным руководителем, директором, учителями и школьным психологом. Также можно пообщаться с родителями одноклассников и узнать, насколько распространена проблема в классе.

Другая частая причина — несоответствие между реальной жизнью и тем, чему учат в школе. В подростковом возрасте дети часто чувствуют, что предметы никак не пригодятся в будущем, особенно если у них есть свои увлечения, которые сильно расходятся со школьной программой. Если ребёнок не может реализовать себя на уроках и не видит ценности знаний, занятия превратятся в мучение, а ребёнок начнёт испытывать апатию.

Когда страх становится проблемой?

Как же понять, что страх у детей уже перешел в разряд отклонения?

Страх мешает нормальной жизни и развитию

Если страхи детей становятся существенной помехой для полноценной жизни – речь явно идет о патологии. Например, ребенок не хочет ходить в детский сад или школу из-за боязни сверстников/воспитателей. Или долгое время страдает бессонницей из-за страха темноты. Или отказывается есть, потому что боится отравления. Все это – весомые причины обратиться к детскому психологу или хотя бы попробовать одну из практик, приведенных в финальной части этой статьи.

Неадекватный страху возраст ребёнка

Если ребенку уже больше 10 лет, а он продолжает устраивать истерики из-за кратковременной разлуки с мамой или боится монстра под кроватью – стоит обратить на это внимание. Такие страхи детей не проходят сами по себе и негативно сказываются на развитии

Страх проявляется слишком интенсивно

Забить тревогу стоит, и если возникающие реакции чересчур эмоциональны: малыш долго кричит и плачет, ведет себя агрессивно, полностью замыкается в себе и пр.

Страх не проходит длительное время

Если ребенок чего-то боится буквально весь день или каждую ночь на протяжении нескольких месяцев (без какой-либо позитивной динамики), лучше проконсультироваться со специалистом.

Каковы же школьные страхи?

О чём беспокоится ребёнок, предвкушая приближающееся посещение школы? Связанные с посещением школы страхи могут быть разнообразными, их можно условно разделить на группы.

Страх оценок и контрольных работ

Чего обычно боятся школьники – завалить тест, ошибиться у доски, получить низкую оценку, неправильно сделать домашнее задание или вовсе забыть о нём. У многих есть основания бояться проверки дневника родителями, за то, что получат разнос от родителей за плохую успеваемость

Важно объяснить школьнику, что плохую оценку не следует воспринимать, как провал, но лишь как стимул к усиленной работе. Это сигнал, посылаемый учителем родителям, а не повод для семейного скандала

Он указывает, какому предмету нужно побольше уделить внимания, какие параграфы следует повторить, чтобы двойку можно было исправить.

Распорядок дня

Ученики младших классов часто боятся опоздать на урок, услышать звонок о начале урока, находясь ещё вне пределов класса. Они боятся, что им не хватит времени, чтобы выполнить контрольное задание. Не успевая сделать дома домашнее задание, они доходят до истерик и слёз. В таких случаях родители должны прийти им на помощь. Ребёнку нужно помочь притереться к режиму, выделить время для подготовки уроков.

Также дети побаиваются приближения конца учебной четверти или полугодия. С этим поможет справиться систематический контроль над выполнением тестов и упражнений. Пройденное можно повторять вместе с учеником, приучая его не только накапливать, но и систематизировать знания. В этом случае проверочные работы перестанут его пугать.

Преподаватели и другие работники школы

Иногда у детей паника возникает просто от встречи с классным руководителем, завучем или директором школы, а в последние годы к ним добавились школьные охранники. Последних чаще боятся дети, которых родители запугали грозными милиционерами, которые мечтают забрать их за плохое поведение. Этот способ воспитания является деструктивным, может привести к паническим атакам. Такой школьник, проходя каждый раз мимо человека в униформе, испытывает стресс, после чего уже не способен усваивать знания на уроке.

Организация школьной жизни

Порой школьники боятся переходить в другой кабинет, боясь не найти нужную дверь. Они вообще не любят перемен. Первоклассникам снятся кошмары, в которых они блуждают в лабиринтах школьных коридоров. Верный способ побороть такой кошмар – пройтись по всем школьным закоулкам. Лучше всего, чтобы организовал эту экскурсию сам классный руководитель.

Страх продолжительного расставания с родителями

Этому страху больше подвержены ученики младших классов, которые попали в школу, минуя детский сад. Психологи рекомендуют в подобных случаях перед поступлением в школу приводить детей в развивающие центры, где те некоторое время будут проводить со своими сверстниками наедине.

Есть ещё длинный список страхов, которые может переживать ребёнок в школе:

  • что не найдёт там друзей;
  • кто-то обидит;
  • накричит учитель;
  • не успеет на урок;
  • не успеет за время перемены сходить в туалет;
  • разочарует родителей;
  • не сдаст физкультурных нормативов и т. д.

Специалисты различают специфический вариант школьной тревожности – математическую, которая является разновидностью страха совершения ошибки. Если в гуманитарных дисциплинах ответы могут быть многовариантными, то в математике обычно всё строже. Тем более что в начальных классах детям вдалбливают, что правильным может быть только один вариант решения.

Страх перед чужими детьми

Возможно, ребёнок с радостью собирается на улицу, берёт с собой любимые игрушки. Но, когда приближается к детской площадке, видит незнакомых детей, отказывается идти дальше. Чем же обусловлен такой страх:

  1. Ребёнок не знает, как себя вести с новыми детками.
  2. Карапуза смущает, как он будет играться своими игрушками в присутствии других деток.
  3. Малыш не знает, как завести разговор.
  4. Ребёнок волнуется, что у него заберут его игрушки.
  5. Он может не знать, что делать можно, а что нельзя в таком новом окружении.

Родителям необходимо подготовить карапузу к общению с незнакомыми детками. Вы ежедневно должны прокручивать ситуации, рассказывать ребёнку, как себя вести в песочнице и как можно поделиться с другим мальчиком машинкой или они просто смогут дружить. Так крохе не так страшно будет идти в новую компанию

А ведь с трёх лет деткам очень важно общение со сверстниками

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Причины детских страхов

Распространенность тех или иных страхов в каждой возрастной группе связана с этапами жизненного пути, которые проходит ребенок. Тело подростка стремительно меняется, перед ним стоят взрослые задачи — выбрать свой путь, ответственность, но к нему продолжают относиться как к ребенку, а вот у младенца главная забота — не выпускать источник безопасности, тепла и любви из виду. Поэтому у маленьких детей самый актуальный страх — остаться без мамы или другого близкого взрослого, который проводит с ними больше времени.

Существуют различные причины детских страхов. Многие из них естественны и пытаться их устранять намеренно — не стоит. У ребенка недаром появляется чувство высоты, однажды упав с горки, он начинает осознавать опасность. Патологические детских страхи часто рождаются из отношения взрослых к опасностям.

Гиперопека

Ребенок, которому все время говорят «давай, лучше — я, ты не сможешь» боится проявить самостоятельность, а одна фраза «не ешь немытую грушу, а то заболеешь и умрешь» способна породить настоящую фобию у ребенка, который привык верить взрослым на слово.

Высмеивание страха

Закрепляет детский страх и неуважительное отношение к потребностям ребенка. «Описался, как маленький» — говорить это ребенку опасно. Унижение способно закрепить «туалетные» страхи, сделать их хроническими.

Замкнутость

Скрытность родителей, нежелание обсуждать проблемы, может породить множество страхов. Ребенок зачастую понимает, что его канарейка не просто легла спать лапками к верху, но смерть, о которой не принято говорить, пугает ребенка гораздо больше утешения и честного разговора о жизненном цикле.

Постоянное присутствие невротизирующего фактора

Ребенок, который боится животных, не избавиться от страха, если его постоянно силой водить в зоопарк. Так страхи только усугубляются в сознании малышей.

Наказание за проявление чувств

Если ребенку запрещено плакать, громко смеяться или проявлять эмоции, любой страх может превратиться в хроническую проблему.

Психотравмы

Смерть близкого, резкий и громкий звук, который сильно напугал, присутствие при какой-либо трагедии: все это может стать причиной рождения страхов у детей.

Самые распространенные страхи и способы их преодоления

Страх остаться без мамы. Каждый раз, когда вам нужно отлучиться, объясняйте малышу, зачем вы уходите и надолго ли. Пообещайте ребенку что-нибудь сделать вместе, как только вы вернетесь домой (почитать книжку, поиграть), и всегда выполняйте обещания. Не уходите сразу надолго — начните с 15 – 30 минут, постепенно увеличивая время разлуки.

Страх перед непонятными звуками. Необходимо объяснить ребенку, что страшные и громкие звуки, которые издает работающая стиральная машина или пылесос, не представляют для него никакой опасности. Покажите малышу их источник, попробуйте несколько раз включить и выключить шумные приборы в его присутствии. Если же кроха боится громких звуков, доносящихся с улицы, например грома или сирен, — самым действенным способом будет объяснить причины возникновения этого шума в форме игры.

Страх перед незнакомцами. Не стоит принуждать ребенка к тесному общению с новым для него человеком: во время знакомства посадите малыша к себе на колени и не отпускайте до тех пор, пока он сам не захочет высвободиться из ваших крепких объятий. И уж тем более не оставляйте ребенка один на один с незнакомцем прежде, чем он к нему привыкнет. Старайтесь, чтобы встречи с новыми людьми происходили в привычной для малыша обстановке.

Страх перед животными. Если ваш ребенок еще не успел столкнуться с агрессивным поведением со стороны животных, не пугайте его словами вроде «Не подходи к собаке, а то укусит!» (даже если сами панически боитесь «лучших друзей человека»). Вместо этого показывайте ему как можно больше милых картинок и видеороликов с их участием, а для первого знакомства малыша с пушистым созданием найдите добродушного и спокойного (а также чистого и привитого!) зверя.

Страх перед врачами. Объясните малышу, зачем нужны врачи, а накануне визита в поликлинику поиграйте с малышом в «больницу» — пусть он побудет и в роли пациента, и в роли доктора. Попросите врача, чтобы он, прежде чем начать осмотр, подробно рассказал вам и ребенку о том, что и как он собирается делать, и следовал озвученному плану. После того как прием будет закончен, обязательно скажите малышу, какой он смелый и как вы им гордитесь.

Страх темноты. Самый простой способ помочь вашему крохе перестать бояться темноты — никогда не оставлять его совершенно одного в наглухо закрытой комнате без источника света. Приоткройте дверь, включите ночник, расспросите малыша о том, что именно пугает его, и внимательно выслушайте. Проговорив свои страхи и увидев ваше сочувствие, он испытает облегчение, а со временем и вовсе забудет о своих тревогах. Помните: маленькому ребенку практически невозможно объяснить, что монстров под кроватью не существует, зато можно дать понять, что вам небезразличны его тревоги и вы никогда не оставите его одного.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Возраст ребёнка

Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.

Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года.

Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

Состояние здоровья

Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями.

То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Основные проблемы адаптации болеющих детей в ясельной группе:

  • ещё большее понижение иммунитета;
  • рост восприимчивости к инфекциям;
  • повышение эмоциональной лабильности (периоды плаксивости, истощённости);
  • возникновение несвойственной агрессивности, повышенной активности или, напротив, медлительности.

Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.

Степень психологического развития

Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость.

В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников.

Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.

Уровень социализации

Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками.

Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям. Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. Вот почему, если имеется такая возможность, следует записываться в группу к той воспитательнице, отзывы о которой чаще всего позитивные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ivbellen
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: