Сенсорные игры для малышей от 1 до 1.5 года
Какие игры развивают сенсорные навыки:
- Занятия с матрешками.
- Игры с пирамидками, кубиками разных форм и размеров.
- Игра с мешочком, куда мама на глазах у ребенка сложит несколько разных предметов, озвучивая их название. После малыш засовывает руку в мешок и, не подглядывая, на ощупь достает предметы, которые называет мама.
- Спускание с горки шариков, машинок или других предметов. В качестве горки подойдет любая поверхность, размещенная с небольшим наклоном в одну сторону. Внизу ставится коробка, куда будут падать спускаемые предметы. Управлять ими будет малыш.
- Игра «Подбери коробке крышку». Для этой игры понадобится 4 коробки разных форм со съемными крышками. Малыш должен подобрать подходящую крышку для каждой коробки.
Развитие малыша от 1 года до 2 лет
Развитие ребенка в 1 год и после имеет свои особенности.
Особенности развития малышей в семьях, где есть еще дети
Родив первого ребенка, кипятим все бутылки и пеленки. Родив четвертого, считаем, что если ребенок отнял еду у кота, то это сугубо личные проблемы кота. Развитие ребенка в «коллективе» происходит гораздо быстрее, и совместное проживание благотворно влияет на всех детей в семье (так, старшие учатся нести ответственность за малышей). Если вы хотите иметь больше одного ребенка — честь вам и хвала. И данное руководство в помощь.
В один год и четыре месяца любимая кроха впервые начинать проявлять свой характер. Именно этот период представляет собой наиболее капризный и переменчивый временной отрезок в развитии ребенка.
Подобные перемены проявляются практически во всем. Например, в год и четыре месяца ребенок может с радостью уплетать суп, от которого раньше постоянно отказывался, а любимое лакомство может резко стать невкусным и неинтересным. Также следует помнить о том, что именно в год и четыре месяца формируется основа графика приятия пищи. Родителям не следует проявлять чрезмерное беспокойство, думая, что малыш будет голоден или не получит необходимую норму витаминов. Дети в этом возрасте способны самостоятельно понять, когда им нужна пища и сколько ее принимать.
Это наиболее подходящее время для тренировки навыков обращения со столовыми приборами. Ребенок, подражая поведению взрослых, учится правильно держать ложку и кушать самостоятельно, постепенно полностью отказываясь от бутылочек. Развивающие игрушки для детей в возрасте года и четырех месяцев могут представлять собой обычные фрукты или небьющийся стакан, наполненный водой или соком. Малыш с радостью постигает навыки самостоятельного кормления. Не пресекайте попытки ребенка выстроить из продуктов на тарелке башенку или сложить узор. Подобные игры позволяют ребенку не только развивать мелкую моторику рук, но и научиться соотносить такие понятия как «большой» и «маленький». Для закрепления навыков и усовершенствования знаний об основных геометрических фигурах следует купить развивающие игрушки, представляющие собой различные головоломки, сотеры или пазлы из геометрических элементов.
Основы геометрии для ребенка одного года и четырех месяцев станут весьма занимательным знанием. Малыш с радостью будет рисовать квадраты, ромбы, зигзаги и овалы. Задача родителей – проговаривать названия нарисованных предметов, чтобы ребенок смог запомнить их.
Следует помнить, что возраст год и четыре месяце – это довольно трудный период. Ребенок хочет всячески продемонстрировать собственную независимость и характер. В это время малыш может сосредоточенно изучать развивающие игрушки для детей, не привлекая к игровому процессу родителей. ребенок учится быть самостоятельным, старается одеваться и раздеваться без помощи взрослых. И этот процесс также можно превратить в увлекательную игру. Название каждой вещи следует тщательно проговаривать несколько раз – ребенок активно пополняет свой словарный запас.
Подражание родительскому поведению никуда не девается. Этим фактором можно воспользоваться в целях развития малыша. Например, попросить ребенка помочь с уборкой в детской комнате. Малыш уже должен легко ориентироваться в пространстве и уметь находить предмет, о котором говорит взрослый. Дети в год и четыре месяца уже уверенно держатся на ногах, довольно ловко огибают препятствия и очень любят игрушки на колесиках, которые можно толкать или тянуть за собой на веревочке. Детский магазин Games4Brain представляет широчайший ассортимент развивающих игрушек, которые гарантированно увлекут даже самого капризного и непоседливого малыша.
Для детей в год и четыре месяца очень полезно рисование. Теперь к красками добавляются фломастеры и карандаши, в малыше начинают формироваться основы усидчивости и аккуратности. Ребенок может несколько минут стараться вывести тонкую линию, и очень расстраивается, когда у него не получается. В этом возрасте кроху следует хвалить и подбадривать, пресекая истерики и отвлекая ребенка на что-то другое.
Вчерашняя любимая каша сегодня уже немила, а дорогая сердцу игрушка одиноко пылится в дальнем углу комнаты. Добро пожаловать, в меняющийся мир растущего малыша.
Физиологические особенности
Показатели физиологического развития малыша — вес, рост. Они индивидуальны, но для оценки используют усредненные параметры.
Параметр | Девочка | Мальчик |
Рост (см) | 77-78,5 | 79,5-81 |
Вес (кг) | 10,3-11 | 11-11,3 |
Питание малышей разнообразное, увеличивается количество зубов. Прорезываются клыки. Их появление вызывает дискомфорт, растут они долго и болезненно. Могут в этот период прорезаться первые коренные зубы.
Эмоциональное развитие
У малыша начинают формироваться навыки первых социальных отношений. Он эмоционально выражает сочувствие, сопереживает окружающим. Чувства учится выражать во время игры с куклами, мягкими игрушками. Копирует поведение взрослых:
- кормит;
- качает, обнимает;
- носит на руках.
Дети в этот период эмоционально чувствительны. Они пугаются неожиданных действий, могут за компанию поплакать, посмеяться.
Интеллектуальное развитие
Все больше слов ребенок понимает, это облегчает процесс общения, воспитания. Его можно попросить подать какую-либо вещь, положить на место. Он способен ясно выразить свое согласие (несогласие). Выражает это утвердительными или отрицательными кивками головы. Чтение становится увлекательным. Малыш с удовольствием указывает пальцем на картинки с животными, ягодами, предметами обихода, автомобилями в ответ на вопрос взрослого. Количество слов, произносимых в этом возрасте, может колебаться от 10 до 50.
У ребенка идет интенсивное развитие мозга:
- начинает развиваться память;
- появляется понятие формы, цвета, расстояния;
- малыш учится оценивать величину предметов.
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;
Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)
Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;
Играем с водой;
Просеиваем крупу через ситечко;
Собираем пазлы из 2 частей;
Пример простого пазла (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (KoroBoom, My-shop, Лабиринт)
Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;
Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;
Играем в лото;
Собираем грибы / ягоды;
Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, KoroBoom)
Уже знакомые игры:
Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);
Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)
Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- ;
- (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);
Играем со шнуровкой;
Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Возим каталку;
Чистим вареное яичко;
Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;
Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Строим башни из кубиков;
Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
Играем с сенсорными коробками;
Психомоторные навыки
Ребенок становится более общительным и активным. Родители каждый день слышат от своего чада новые слова, замечают, что он начал быстрее осваивать новые действия.
Многие сравнивают малышей с обезьянками, которые все повторяют за другими, им интересно попробовать новое, облизать и потрогать.
Известно, что дети начинают познавать мир через руки и рот.
Родители должны быть бдительными, особенно когда к ребенку в руки попадают мелкие предметы.
Ребенок уже может сказать приблизительно 15 слов. Понимает отличия между частями тела, животными, овощами и фруктами. Приобрести новые знания помогают игры сюжетного характера такие как, кормление игрушек, кукол, переливание воды, пересыпания песка, раскладывание круп.
Происходят перемены также и в эмоциональном плане. Малыш уже реагирует на встречу или расставание с родителями, бабушками и дедушками, проявляя огорчение или радость. Резко поднять настроение может красивая вещица, а вот сломанная игрушка или развалившаяся пирамидка вызовет крик или слезы.
Если попросить ребенка что-то показать, принести или дать он отлично с этим справится. Положительное влияние оказывает занятие гимнастикой, детки обычно очень это любят, охотно начинают крутить кистями, отводить за спину и поднимать руки. Как вариант можно поиграть в паровозик, представить что он птичка и рыбка, таким образом упражнения выполняются в форме игры.
Гимнастика с малышом
Этот возраст подходит для приучения к порядку, для этого можно пробовать заниматься совместной уборкой игрушек или расстановкой кухонной утвари по местам.
Большую роль в развитии играет регулярное чтение книг, рассматривание ярких картинок, где нарисованы животные, фрукты, машины. Благодаря этому ребенок начинает быстрее воспринимать информацию, развивать речевые навыки.
Частые перепады настроения являются нормой в этот период, это может приводить к истерике, в таком случае рекомендуется сразу переключать внимание малыша на другой не менее интересный предмет, для предотвращения истеричных ситуаций в дальнейшем
Особенности ухода
Гигиенические процедуры — это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка — уснуть.
Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно. Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап — чистка зубов
Его рассмотрим подробнее
Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап — чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.
Чистка зубов
Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.
Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же — наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.
Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов — это весёло и интересно.
Если малыш сам тянется за зубной щёткой — не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.
Особенности речевого и психического развития ребенка 1 года
К 12 месяцам в норме у детей появляются первые простые в произношении слова: «мама», «баба», «бух» — их еще называют лепетными. Однако теперь каждое слово имеет определенный, один-единственный смысл. Словарный запас малыша составляет примерно 5–10 слов. Речь имеет эмоциональную окраску. Кроме того, продолжаются активные попытки повторять слова за взрослыми.
В год большинство детей активно использует простые жесты в повседневной жизни, такие как «пока-пока», кивание головой в знак согласия и махание головой при отрицании. Еще малышам-«годовасикам» свойственно копировать движения взрослых.
Как развивать ребенка в 12 месяцев? С помощью самых простых игр и заданий. Например, в этом возрасте многие детки уже имеют любимые игрушки: попробуйте приучить малыша убирать их за собой, ведь складывать и доставать предметы из коробки — одно из любимых занятий в этом возрасте. Также многие дети могут показывать на картинке предметы, о которых их спрашивают (например, «Покажи котика»), легко находят спрятанные вещи.
Как годовасики могут себя обслуживать и чему ребенок может научиться в 1 год
Если вы дали малышу возможность быть самостоятельным, то к 12 месяцам он научится:
- мыть и вытирать руки;
- держать в руках ложку (а, возможно, и вилку) и использовать их;
- хорошо жевать, откусив твердую пищу, а прожевав, проглатывать ее;
- пить из небольшой чашечки или из «непроливайки»;
- интересоваться горшком и начать им пользоваться (малыш понимает логическую цепочку между естественными потребностями и горшком, особенно, если вы приучили его к этому каким-то условным знаком или звуком);
- делать попытки самостоятельно одеться и обуться (особенно, если в свободное время вы даете ребенку его одежду, чтобы у него была возможность потренироваться).
Рост и вес ребенка от 2 до 3 лет
В этот период ваш малыш растет немного медленнее, чем в первые 2 года, хотя по-прежнему активно. За 3-й год жизни ребенок прибавляет: в росте — 8 – 10 см, в весе — 2 – 3 кг. Быстрее всего в этом возрасте у ребенка растут ноги, голова — медленнее, но мозг продолжает увеличиваться в объеме.
Как разобраться, соответствует ли развитие вашего малыша возрастным нормам? Вот простая формула для определения нормального соотношения показателей роста и веса (от 1 года до 6 лет): масса тела (кг) = возраст (годы) * 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) * 6 + 77.
Чтобы судить о гармоничном развитии, необходимо рассматривать вес ребенка в соответствии с его ростом, а не возрастом.Нормой считаются значения веса в пределах 6 – 7 %, о склонности к «перевесу» или «недовесу» можно судить при отклонении этих цифр от средних показателей на 7 – 14 %, о легком «недовесе» или «перевесе» — на 12 – 14 %, о необходимости коррекции питания — на 20 – 25 %. Что касается показателей роста, то нормой здесь считаются значения в пределах 3 % от «эталона», при отклонении более чем на 10 % нужна консультация специалиста.
Нормальное соотношение показателей для детей 2 лет:
- Мальчики: рост — от 84,5 см до 89 см, вес — от 12 кг до 14 кг;
- Девочки: рост — от 82,5 см до 87,5 см, вес — от 11,5 кг до 13,5 кг.
Нормальное соотношение показателей для детей 3 лет:
- Мальчики: рост — от 92 см до 100 см, вес — от 13,5 кг до 16 кг;
- Девочки: рост — от 93 см до 98 см, вес — от 13 кг до 15,5 кг.
Малыш растет «по-разному» в сравнении не только со сверстниками, но и с самим собой: иногда у ребенка случаются скачки роста. Обычно такое происходит в районе 4 лет и в подростковом возрасте. Это здоровое закономерное явление. Замечено, что девочки опережают мальчиков на 1 – 2 года.
А что же определяет рост и вес ребенка?
Наследственность: телосложение, рост, вес — эти характеристики во многом определяются генами, которые малыш получает от родителей; при этом мальчики следуют в линии развития своим предшественникам по мужской линии, девочки — по женской
Внутриутробное развитие: отсутствие травм, стрессов, болезней и патологий в течение беременности, а также сбалансированная диета будущей мамы — все это важно для здоровья ребенка. Внешние факторы: экология, климат, питание, в том числе рацион мамы на этапе беременности
С питанием в организм ребенка должны поступать все необходимые витамины, минералы, макро- и микроэлементы
Особенно важны кальций и витамин К2, которые присутствуют в творожках «Агуша»: они помогают усваиваться другим веществам, например отвечающим за костную систему (кальций и фосфор). Ежедневные подвижные игры, особенно на свежем воздухе, тоже очень важны для полноценного развития. Некоторые особенности здоровья, например гормональный баланс. За рост человека отвечает эндокринная система
И так как гормон роста выделяется ночью, важно соблюдать режим дня, вовремя укладывая малыша спать. Необходимо проконсультироваться с эндокринологом, если вы заметили, что ребенок недобирает сантиметров или слишком хорошо прибавляет в весе; при установлении правильного диагноза и устранении причины нарушения темпы роста и набора веса постепенно нормализуются
Слух и зрение ребенка
Уже в 2 года малыш может распознавать объекты, которые ему не видны, по звукам. Ближе к 3 годам у ребенка сформировано осмысленное восприятие всех звуков родного языка, и только по высоте различать их ему пока трудно. Советуем тренировать слух: ставить крохе музыкальные произведения, находить примеры звуков в живой природе и в городе, играть «низким» и «высоким» голосами персонажей.
- Зрение ребенка становится похожим на «взрослое» примерно в 3 – 4 года, цветовое зрение развивается к 4 – 5 годам. Но в отличие от слуха, рост глаз и их развитие не завершается к возрасту 2 – 3 лет, а продолжается все годы детства и юности.
- До момента достижения школьного возраста (7 лет) у детей может быть диагностирована дальнозоркость. Если она имеет слабую степень, то это рассматривается как естественная возрастная особенность в пределах нормы. Обычно примерно к 10 годам это явление проходит.
- Встречаются и такие случаи, когда за «идеальным» зрением у ребенка скрывается дальнозоркость, которая в меру возможностей регулируется мышечной работой глазного аппарата. Поскольку мышцы глаза постоянно испытывают повышенные нагрузки, пытаясь компенсировать нечеткость фокусировки, ребенок начинает утомляться, становится раздражительным, жалуется на головные боли и плохое самочувствие.
- Дальнозоркость выявляется только при специальном обследовании, поэтому посещать офтальмолога следует не реже одного раза в год.
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 1,5 года?
Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первые годы жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.
Начало анкеты здесь ().
Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 15-17 месяцев:
109. Полностью называет предмет в момент заинтересованности.
110. Узнает предметы, игрушки и животных на рисунках книг и журналов.
111. Имеет в словарном запасе несколько десятков упрощенных слов.
112. Узнает знакомого взрослого по фотографии.
113. Катит мяч к взрослому, приглашая к игре.
114. Приседает.
115. Перешагивает через препятствия.
116. Различает большой и маленький предметы.
Для успешного развития ребёнка важно также важно и состояние сна ()
Режим дня
У всех малышей должен быть режим дня. Если вы придерживаетесь определенного времени, организму ребенка легче функционировать правильно. Иммунная система укрепляется, и ребенок легче справляется с физическими и эмоциональными нагрузками. Обычно приемлемы следующие распорядки дня:
Действие | Время (часы) |
---|---|
Подъем, гигиена | 8-9 |
Завтрак | 9-9:30 |
Игры, развитие | 9:30-11 |
Первый сон | 11-13 |
Пробуждение, обед | 13-14 |
Прогулка | 14-16 |
Второй дневной сон | 16-17:30 |
Полдник | 17:30-18 |
Вечернее бодрствование | 18 – 19:30 |
Купание | 19:30 — 20 |
Ужин | 20-20:30 |
Подготовка ко сну, отбой | 20:30 – 21:30 |
Это пример распорядка дня. В него обязательно должны входить еда, прогулки, игры, гуляние и гигиена. Однако многие дети в этом возрасте переходят ко сну, что тоже нормально, просто это занимает больше времени. Некоторые встают раньше и ложатся спать раньше, другим легче заснуть в 10 вечера. Планируя свой распорядок дня, ориентируйтесь на потребности и особенности вашего ребенка.
Совет: Теперь не обязательно купать ребенка каждый день, можно ограничиться одним мытьем. Прогулки лучше не исключать, ведь дети становятся более любознательными и активными, им необходимо удовлетворять свое желание познавать окружающий мир и получать новые впечатления.
Речь
Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.
К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.
Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.
Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.
Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».
Речь становится более эмоционально окрашенной — ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.
Игры с ребенком 1 год 3 месяца. Ребёнок в 1 год и 3 месяца: развитие, навыки и полезные упражнения
Ребёнок после года активно развивается и познаёт окружающий мир. Он изучает эмоциональные реакции родителей, копирует поведение взрослых
В этот период родителям очень важно уделять ребёнку достаточное количество времени и проводить его с пользой для крохи. Нужно знакомить ребёнка с новыми занятиями и помогать ему обретать навыки, играть с ним в различные игры, достаточное количество времени проводить на детских площадках, разрешать коммуницировать с детьми и взрослыми
Ребёнок в 1 год и 3 месяца, развитие которого родители берут под свой контроль, намного быстрее приобретает необходимые для жизни навыки и комфортно чувствует себя в социуме.
Навыки и умения ребёнка в 1 год и 3 месяца
В 1 год и 3 месяца малыш уже ходит, сам сидит, активно двигается, может тянуться на возвышение за каким-то предметом. Также он с легкостью на четвереньках или за ручку взбирается на лестницы, перешагивает предметы, совмещает ходьбу с бегом или может идти и нести что-то в руках. Открывает ящики, дверцы шкафов, выбрасывает и складывает содержимое.
В этом возрасте ребёнок уже сам кушает, играет. В его словарном запасе есть короткие слова: «дай», «бери», «мама», «папа», «на», он реагирует на просьбы взрослых: принеси, подай, иди и другие.
В 1 год и 3 месяца кроха имитирует в игре поведение взрослых, копирует их действия, демонстрирует свои умения. Малыш начинает различать формы и цвета, может показывать части тела, животных и предметы на картинках. Свои просьбы малыш уже высказывает не плачем, а поначалу пытается объяснить жестами, мимикой, звуками или словами.
Важно помнить, что каждый ребёнок индивидуален в своем развитии, поэтому родителям не стоит паниковать, если малыш имеет более скудныепо сравнению с другими детьми. Нужно больше заниматься, делать различные упражнения и при необходимости проконсультироваться со специалистом
Немецкие учёные доказали важность в жизни каждого человека юмора и смеха, их фундаментальность в общении, в связи с чем рекомендовали развивать юмор с раннего возраста ребёнка
Упражнение на развитие мелкой моторики
Развитие мелкойимеет большое значение для активации мыслительной и речевой деятельности малыша. В 1 год и 3 месяца ребёнку для развития мелкой моторики можно предложить следующую игру.
Нужно взять среднего размера сосуд (это может быть пластиковая миска), в него насыпать любую крупу (рис, горох, фасоль, пшено) и спрятать в неё предварительно замотанные в фольгу маленькие игрушки. Предлагайте ребёнку найти в крупе сюрприз и развернуть его. В дальнейшем можно предложить малышу разложить горошинки или фасоль в миски
Важно следить за детьми в процессе игр с мелкими предметами, чтобы они не глотали их, не засовывали в нос или уши
Упражнение на развитие памяти
Нужно взять цветной картон, сделать на нем разрезы в форме створок окошка. В каждое положить предварительно вырезанные из картона пары разноцветных геометрических фигур.
Предлагайте ребёнку открывать окошки и запоминать, где какая фигура спрятана. В ходе игры можно проговаривать название фигур, какого они цвета. Можно также сортировать фигуры по виду или цвету.
Упражнение на развитие речи
Показывайте малышу карточки с изображением овощей, фруктов, чётко произносите название того, что изображено, и просите ребёнка повторить. Также показывайте изображение разных животных и птиц, чётко произносите звуки, которые они издают, и просите кроху их повторить.
Упражнение на развитие крупной моторики
По результатам исследований учёные Сиднея доказали важность проведения времени с детьми, в том числе и игр на свежем воздухе, для их полноценного развития и роста. А прогулки могут стать идеальным временем для занятий на развитие ребёнка
Очень важно развивать и крупную моторику, разрешая ребёнку лазить по лестницам, кидать мяч или пинать его ногами, кататься на толокаре или машинке, учить делать зарядку.
Можно разложить по комнате мягкие игрушки разной формы и предложить малышу переступать их или перепрыгивать. Это поможет ему научиться координировать свои действия и держать баланс.
В этом возрасте очень важны совместные занятия взрослых с малышом. Они эмоционально сближают и дают детям возможность изучить разные социальные роли и линии поведения.
Игры и игрушки
В этом месяце возьмите с собой краски, мелки и бумагу. Ваш ребенок будет развивать мелкую моторику и с удовольствием учиться управлять своими руками и пальцами. Повесьте несколько работ в саду, чтобы они высохли, наклейте на них пасту, блестки и несколько кусочков веревки, чтобы сделать коллаж. Рисование пальцами также очень веселое занятие, но при этом получается очаровательный беспорядок. Положите работы вашего ребенка на дату и лучше храните их. Через некоторое время будет приятно посмотреть на них и увидеть, насколько продвинулись его навыки и техники.
Если есть возможность, ходите в парк и поощряйте ребенка лазить по игрушкам. Наблюдайте за его реакцией на успехи и поощряйте его. Покажите ему, как подниматься по лестнице, как безопасно забираться на качели и перила, и делайте это сами, вашему ребенку понравится, что вы присоединяетесь к его играм.
Старайтесь менять игрушки вашего ребенка, чтобы он интересовался новыми вещами. В этом возрасте у вашего ребенка очень короткая память, настолько сильная, что поговорка «с глаз долой — из сердца вон», должно быть, была написана для 16-месячного ребенка. Не думайте, что чем больше денег вы потратите на игрушку, тем она интереснее. Дети сами создают свои игрушки и тянутся ко всему, что стимулирует их воображение.
Обратите внимание на красочные игрушки, издающие звуки, чтобы они могли как-то взаимодействовать с ними, а какой-нибудь предмет одежды может даже так понравиться ребенку, что он захочет носить его постоянно. Некоторые дети испытывают глубокую любовь к необычным предметам домашнего обихода, особенно к тем, которые сделаны из мягких тканей
Все это — часть детства, поэтому большинство вещей, о которых, как вам кажется, нужно беспокоиться, на самом деле таковыми не являются.
Возможные проблемы и их решения
Годик и 4 месяца – возраст физической активности и становления характера, проявления самостоятельности, поэтому родителям придется запастись терпением. Следует быть готовыми к тому, что:
Ребенок активно изучает мир, при этом он уже может ходить, залезать на кроватку, стулья, другую мебель. Отсюда повышает риск получения травм. Не оставляйте малыша без присмотра, обезопасьте розетки, закройте шкафчики с химическими веществами, острыми или хрупкими предметами.
Чтобы узнать информацию о предмете, дети пробуют все «на зубок». Будьте осторожны с мелкими деталями, играми с ними.
Настроение вашего чада будет меняться чаще. Во – первых, ребенок уже проявляет своё «не хочу», во – вторых, реагирует на внешние ситуации. Например, ваш уход может вызвать плач, хотя раньше такого не случалось.
В 16 месяцев у малышей развивается эмпатия, поэтому нужно следить за собственным настроением, ваша нервозность или злость будут передаваться ребенку. И, напротив, вы можете зарядить его позитивом.
Это возраст, когда появляется слово «моё». Дети начинают осознавать, что игрушки принадлежат им, а вот делиться они пока не умеют, поэтому в кругу крох могут возникать конфликты
Стоит быть терпимее и стараться переключать детское внимание на что – то другое.
Речевое развитие ребенка в год
Рассмотрим, как развивать речь ребенка в 1 год. К этому возрасту малыши уже умеют произносить примерно 10–12 слов из одного или двух слогов. Но дети отлично могут выразить свои желания мимикой, эмоциями, движениями. Хотя ваше чадо говорит еще совсем мало, вы не должны забывать о его речевом развитии, так как оно активно происходит как раз в годовалом возрасте.
Какие же занятия нужно проводить?
-
Не сюсюкайтесь с ребенком и не коверкайте слова. Вы для него являетесь главным примером, на котором он учится разговаривать. Тем более в этом возрасте дети уже хорошо понимают, что им хотят сказать.
-
Не рассматривайте книги молча, рассказывайте, что вы видите на картинках, задавайте легкие вопросы типа: «Покажи маме, где собачка?»
-
Начинайте читать короткие сказки, четверостишия, петь веселые песенки, слушать музыку.
-
Учить ребенка разным звукам и слогам, пропевая их, попросите повторить.
-
Во время прогулок не катайте молча коляску, а рассказывайте маленькому непоседе обо всем, что видите: что растет, летит, куда и зачем вы идете и т. д.
-
Рассматривайте картинки с логическим сюжетом, рассказывайте малышу короткие истории по ним, пытайтесь задавать вопросы. Например, нравится ему нарисованная кошечка или нет. Хотя он и не ответит словами, но эмоциями и жестами сможет выразить свои чувства.
Заключение
Вот основные рекомендации, которые помогут вам заниматься развитием малыша в таком возрасте. Но ни одна научная методика не сможет соперничать с чутким материнским сердцем. Только вы знаете, как лучше найти подход к вашему малышу
И, конечно, нет для него ничего лучше, чем ваша любовь, внимание и забота
P> Ребенок в 1 год и 4 месяца
начинает активно проявлять свой характер. 1 год и 4 месяца можно назвать самым капризным в развитии малыша: он самостоятельно выбирает еду, которую хочет, но может полакомиться парой ложек и сразу отвергнуть кушанье. Сейчас ваше чадо переменчивое, как погода в Англии, так что родителям нужно проявить терпение и тщательно следить за пристрастиями малыша. Не удивляйтесь, если ребенок будет отказываться от любимого прежде пюре и с радостью поедать суп, который раньше ему казался невкусным.
К 1 году и 4 месяцам у ребенка вырабатывается и определенный график кормления: у него может не быть аппетита в часы, когда его кормили раньше, так что теперь вам придется отталкиваться от его предпочтений. Конечно, родителей начинает беспокоить вопрос: что, если ребенок недоедает, в его организм поступает меньше полезных веществ, которые необходимы для полноценного развития? – Тревоги излишни, ученые провели немало исследований, результаты которых подтвердили, что в этом возрасте организм ребенка сам знает, чего ему не хватает, поэтому требует определенную пищу. Ни один ребенок, которому предлагают разнообразные продукты, не будет голодать. Просто родителям нужно понять, что хочет ребенок и предлагать ему больше пищи этого вида. После насыщения он с легкостью переключится на другую еду. Главное – не нужно пытаться затолкать в сына или дочь как можно больше еды и адекватно реагировать на капризы.
Ребенок в 1 год 4 месяца
начинает активно самоутверждаться и входить в социум. Только пока не стоит потакать всем прихотям, хотя слово «нет» будет звучать все чаще, в этом возрасте дети активнее используют указательные жесты, быстро развиваются. 1 год и 4 месяца ребенку – это период, когда начинают прорезываться боковые резцы, так что ваше чадо может капризничать по ночам – запаситесь обезболивающими гелями для десен. В этом возрасте дети могут продолжать тянуть все в рот, поскольку зуд в деснах – явление неприятное.
Ребенок в 1 год 4 месяца
: интеллектуальное развитие ребенка
В 16 месяцев мозг ребенка очень активен: у него расширяется словарный запас, а вот действия пока носят подражательный характер. Несмотря на кажущуюся независимость, малыш любит подражать действиям взрослым, его игры приобретают особый характер. Вы вполне сможете попросить кроху помочь вам с уборкой игрушек (найти, принести) – и для развития полезно, и вам будет легче. Чаще всего дети в этом возрасте сосредоточенно играют, не прося помощи взрослых. Они радуются, если что-то получилось и огорчаются, если построенная башенка из кубиков развалилась.
Ребенок в 1 год 4 месяца
: особенности психомоторики
- Ребенок становится более самостоятельным и капризным, период от 1 до 2 лет вообще очень сложен для родителей, но вы обязательно справитесь;
- Малыш учится раздеваться и одеваться с минимальной помощью взрослых:
- Если дать ему в руки карандаш или фломастер – начинает рисовать зигзаги, незамкнутые овалы и прочие фигуры;
- У 16-месячного ребенка хорошо получается сопоставлять понятия «большое» и «маленькое», он уже может класть соразмерные фигурки в подходящие стаканчики или окошки, строит башни из кубиков;
- Дети этого возраста уже увереннее ходят, огибают препятствия, тянут за собой игрушки на веревочке или катят коляску;
- Ложку во время еды ребенок пока держит в кулаке, учится под присмотром родителей пользоваться вилкой;
- По просьбе взрослого ребенок может показывать рукой или приносить знакомые ему предметы.