Особенности организма и адаптации к физическим нагрузкам детей среднего и старшего школьного возраста

Влияние физической активности на сердечно-сосудистую систему - медицинская энциклопедия

В чем заключается значение спорта для укрепления сердца

В целом все виде тренинга можно разделить на три большие группы: кардиотренировки (они же циклические или аэробные), силовые занятия, прочие (спортивные игры, стретчинг и т.п.). Расскажем, какое действие каждый их них оказывает на сердечно-сосудистую систему.

Кардионагрузка

Не только те занятия, которые в расписании фитнес-клуба названы «кардио», но и любое движение, при котором повышается частота пульса, тренируют миокард. Упрощенно говоря, чем активнее сердце работает на тренировке, тем выше его запас прочности.

«Кардиотренинг – аэробная активность, в которую вовлекаются и сосуды и сердце, – напоминает профессор Гимранов. – К пользе от этого относят нормализация частоты сердечных сокращений и артериального давления. Также происходит повышение сократительной способности сердечной мышцы и периферического венозного тонуса. Нормализуются фибринолитических процессов, то есть снижается тромбообразование. Наконец, улучшается работа парасимпатической нервной системы, что снижает проявления стресса».

Все это научно доказано. Например, в Медицинской школе Фейнберга Северо-западного университета (США) проанализировали данные 3 с лишним тысяч пациентов. В 1985 году, в возрасте 18-30 лет все они имели повышенный риск коронарной болезни сердца (сужения сосудов, которые должны снабжать кровью сам миокард). Через 24 года оказалось, что у 44% этот риск снизился до минимума. Каким образом люди этого достигли? Стали регулярно заниматься физкультурой, и за счет этого, конечно, похудели и снизили артериальное давление.

Кстати, страдания из-за повышенного давления тоже часто связаны с набором лишнего веса и недостатком движения. Так, в Университете Стэнфорда (США) наблюдали большую группу полных гипертоников. Им предписали проходить 10 000 шагов в день. Некоторые пациенты не заставили себя делать это регулярно, остальные постепенно научились проходить такое расстояние и ввели это в привычку. Через 24 недели (6 месяцев) их вес снизился до того, что считается нормой в их возрасте, а давление нормализовалось. Результат этого исследования можно принять за руководство к действию, главное – начинать с малого и повышать количество шагов не более чем на 5-10% в неделю.

Силовая нагрузка

«Силовой тренинг – анаэробная нагрузка на мышцы для их укрепления, – говорит профессор Ринат Фазылжанович Гимранов. – Она увеличивает мышечную массу, улучшает сон и психоэмоциональное состояние

Важно помнить, что лучше сочетать кардиотренинг и силовой, функциональный тренинг, поскольку в совокупности они более положительно влияют на здоровье»

Исследования пользы силовых тренировок для сердечно-сосудистой системы проводились неоднократно. Результаты, которые показаны практически во всех, следующие:

  • Улучшение состава тела – меньше жира, больше мышц и костной массы.
  • Сжигание внутрибрюшинного (висцерального) и подкожного абдоминального (на живота) жира.
  • Снижение повышенного давления.
  • Понижение до нормы уровней глюкозы и холестерина крови.

Давление приходит в норму через два или более месяцев регулярного силового тренинга. Так, в одном из исследований университета Калифорнии (США) участвовали более 1600 человек в возрасте от 21 до 80 лет. После регулярных тренировок с отягощениями 2-3 раза в неделю верхнее давление снизилось на 3,2 – 4,6 мм ртутного столба (кто чаще тренировался, у того и сильнее понизилось). Нижнее давление, соответственно, уменьшилось на 1,4 – 2,2 мм ртутного столба.

Другие виды активности

«Значение физической тренировки для работы сердца в том, что любая активность повышает его работоспособность, – говорит Екатерина Виноградова. – Поэтому оно при сокращении способно вытолкнуть большее количество крови в кровоток. Кровеносные сосуды лучше расширяются и успешнее переносят эту кровь к работающим мышцам. Соответственно, мускулы получают больше кислорода и питательных веществ для получения энергии».

В самих мышцах увеличивается количество кровеносных капилляров, чтобы лучше пропускать кровь и брать из нее необходимые вещества. И образуются дополнительные митохондрии – энергетические станции мышечных волокон, в которых и происходит обмен веществ. Теперь мышцы прекращают в энергию гораздо больше жира и глюкозы, чем без тренировок.

Влияние на сердце повседневной бытовой активности изучили исследователи из университета Вашингтона (США). Они установили, что ежедневная работа в саду или по дому в течение 20 минут без перерыва на 25 % снижают риск развития ишемической и ишемического инсульта.

Чтобы быть выносливым, здоровым и разносторонне развитым человеком, необходимо систематически заниматься разными видами физкультуры и спорта.

Тренируя свое тело, мы улучшаем строение и работу органов всего тела и, конечно же, нервной системы. Наши движения становятся более ловкими и быстрыми. У людей, которые постоянно тренируются, нервная система быстрее приспосабливается к различным движениям и постоянно изменяющимся условиям, в которых должен работать наш двигательный аппарат.»

Учитель биологии: «Во время физических упражнений повышается сила процессов в головном мозге человека, и возрастает напряжение мышц тела при их сокращении. Потому объем мышц постоянно увеличивается, они становятся толще. Занимаясь силовыми упражнениями систематически, можно за полгода увеличить силу и объем мышц. В мышцах, которые находятся в покое, основная часть кровеносных капилляров, находящихся вокруг мышечных волокон, закрыта для оттока крови. При сокращении мышц во время их работы все капилляры раскрываются, и приток крови увеличивается в десятки раз. Во время тренировки в мышце идет процесс образования новых кровеносных капилляров. Благодаря тренировкам химический состав мышц изменяется. В них увеличивается количество энергетических веществ — это вещества, при распаде которых большое количество энергии освобождается. К ним относится фосфаген и гликоген. В натренированных мышцах гликоген, а также фосфорные соединения, которые распадаются при сокращении мышечных волокон, восстанавливаются быстрее, окислительные процессы (соединение с кислородом) начинают протекать интенсивнее, мышечные ткани лучше поглощают и используют кислород».

Учитель физической культуры: «Сделаем простое упражнение( сгибание- разгибание рук).Мы чувствуем, как напрягаются биттепсы. В результате многократных повторений этого упражнения( с отягощением, с гирями, с эспандером) увеличиваем объём этих мышц. Целенаправленно «качая» определённые группы мышц, мы можем корректировать недостатки своей фигуры».

Учитель биологии: «При физической нагрузке обмен веществ в организме возрастает, усиливается потребление кислорода и питательных веществ, больше выделяется продуктов распада. Поэтому работа сердца усиливается. Усиление сердечной деятельности может произойти как за счёт увеличения частоты сердечных сокращений, так и за счёт выброса большего количества крови при каждом сокращении. Количество крови, выбрасываемое сердцем за 1 цикл, называется ударным объёмом сердца.

Ударный объём сердца нетренированного человека небольшой, так как сердечная мышца слаба и не может вытолкнуть большое количество крови. Поэтому усиление кровообращения происходит преимущественно за счёт возрастания частоты сердечных сокращений. Но при этом сокращается время, приходящееся на паузу сердца, и сердце мало отдыхает и быстро устаёт.»

Учитель физкультуры: «У тренированных людей увеличение работы сердца происходит больше за счёт увеличения ударного объёма, то есть количество крови, выбрасываемого в аорту при каждом сокращении. Поэтому период отдыха сердца уменьшается мало и сердце успевает отдыхать. В этом случае говорят: сердце работает экономично. При очень высоких нагрузках сердце тренированного человека может увеличить свою работоспособность не менее чем в два раза за счёт ударного объёма и в три раза за счёт частоты сердечных сокращений. Итого в шесть раз. Сердце нетренированного человека может усилить работоспособность примерно в три раза только за счёт частоты сердечных сокращений.

Решите задачу: Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1час и за 1 сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в минуту, выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150 куб.см. крови? (Ответ:630 15120л.)»

Учитель биологии: «Сердце — удивительный орган, насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановок и ремонта. Но, поверите ли вы, что наше сердце половину жизни отдыхает!

Именно в особенностях сердечного цикла заключена способность сохранения рабочей активности сердца, его неутомимости в течение всей жизни. При физической нагрузке или во время спортивных занятий частота сердечных сокращений увеличивается за счёт сокращения паузы, или общего расслабления.»

Учитель физической культуры: «Сейчас встанем, сделаем по команде 10 приседаний в среднем темпе и сразу же измерим ЧСС. Данные внесём в таблицу в графу ЧСС после нагрузки. Через минуту ещё раз измеряем и вносим в графу ЧСС после минутного отдыха. Проанализируем наши записи в таблице. Напрашивается вывод, что у учащихся, которые занимаются спортом в ДЮСШ, идёт очень быстрое восстановление ЧСС практически в конце первой минуты».

Физкультурой и спортом заниматься надо. Физкультура и спорт совершенствуют все системы организма, а в первую очередь сердечно-сосудистую и сердце.

С какими болезнями сердца противопоказаны активные виды спорта?

В целом ограничения накладывают только острые состояния: инфаркт, миокардит, желудочковые аритмии. Но при любом состоянии сердца обязательно проконсультируйтесь у лечащего врача, можно ли вам тренироваться с какой интенсивностью.

«Для людей с перенесёнными инфарктами бег считается допустимым до 7 км в сутки, а быстрая ходьба – до 10 км, – рассказывает профессор Гимранов. – При превышении этого уровня может повышаться риск смертности от сердечно-сосудистых заболеваний

Для людей без сердечно-сосудистых заболеваний важно соблюдать баланс умеренной активности. Интенсивные нагрузки могут увеличить риск заболеваний сердца»

Есть ли ограничения по возрасту для активных занятий спортом?Все зависит от физической формы человека. Если он с молодых лет занимался бегом или силовым тренингом, то может продолжать, однако интенсивность и вес отягощений будут естественным образом снижаться в силу возраста. В массовых соревнованиях по бегу, триатлону, силовому троеборью возрастные категории делятся по 5 или 10 лет, и участвуют люди и за 70, и даже за 80 лет. Им привычны эти движения и они их продолжают, получая удовольствие.

Если же человек не занимался спортом, то начать, конечно, можно в любом возрасте, но с умеренных, восстановительных нагрузок. Это может быть ходьба, скандинавская ходьба, оздоровительная или даже лечебная гимнастика

«Для начала важно проконсультироваться с врачом для оценки переносимости физической нагрузки и оптимального режима занятия, – рекомендует профессор Ринат Гимранов. – Важно разминаться до тренировки, а также тренироваться постепенно

Силовые тренировки следует использовать 1-2 раза в неделю, не чаще».

Адаптация сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам

Все живые организмы способны приспосабливаться к различным изменениям благодаря особенностям анатомической и физиологической адаптации. Такие механизмы имеют определенные пределы, выход за которые ведет к негативным проявлениям. Ниже рассмотрим типы реакций ССС на физическую активность.

Любая нагрузка будет приводить к метаморфозам в организме, который будет адаптироваться к изменившимся условиям окружающей среды. Результат можно видеть у спортсменов, выделяющихся на фоне обычных людей.

У них более мускулистая фактура, как правило, правильная осанка и сбалансированные пропорции тела. В их организме происходят и внутренние перестройки: ЦНС более устойчива к стрессам, в мышечных клетках больше митохондрий (энергетические органеллы), в крови выше численность эритроцитов, быстрее проходят окислительные и метаболические процессы и есть еще довольно обширный ряд изменений, которые довольно долго перечислять.

Все это является адаптационной реакцией, т. е. организм, начиная с первого упражнения, начинает приспосабливаться к новым нагрузкам. При регулярных занятиях в названные процессы вовлекаются более глубокие фундаментальные перестройки. Адаптацию можно разделить на две категории: срочная и долгосрочная.

Срочная адаптация

Аэробика

Этот вид адаптации возникает непосредственно при физической нагрузке. Все концентрируется на мышечной активности. Кровь активно поставляет кислород и удаляет метаболиты, образовавшаяся молочная кислота требует скорейшего окисления и выведения из мускулатуры.

  • учащается сердцебиение;
  • увеличивается сила сокращения сердца и артериальное давление;
  • напрягается тонус кровеносных сосудов;
  • усиливается кровоток;
  • больше крови поступает к органам, задействованным в работе, меньше к другим системам организма.

Одновременно с сердцем и артериями интенсивнее начинают работать органы, относящиеся к системам, указанным в таблице.

Таблица. Системы организма, принимающие участие в срочной адаптации организма к физической нагрузке (за исключением сердечно-сосудистой, которая описана в тексте).

Система организма Комментарий

Дыхательная

Увеличивается частота и глубина дыхания, в альвеолы поступает больше воздуха для отдачи окиси углерода и обогащения кислородом.

ЦНС

Центральные отделы нервной системы во время физической деятельности работают в повышенном режиме благодаря увеличению иннервации мускулатуры. Это обуславливает повышенный контроль со стороны ЦНС над организмом, существенно превышающий состояние в режиме покоя.

Эндокринная

Организм при усилении нагрузки испытывает определенный стресс, что провоцирует повышенный синтез гормонов. Это необходимо для обеспечения мышечных тканей достаточным количеством глюкозы и кислорода. Увеличение стероидных гормонов активизирует работу ССС и органов дыхания.

Долгосрочная адаптация

Бодибилдинг

Как только физическая активность прекращается, все процессы в организме возвращаются к привычному режиму. Восстановление может длиться пару часов или несколько дней пропорционально совершенным физическим усилиям. Но если физическая активность носит регулярный периодический характер, то под воздействием еще непонятных для ученых процессов активируются гены, до этого находящиеся в неактивном состоянии.

Работа этих цистронов принимает участие в приспособительных реакциях, отвечающих за «долгосрочную адаптацию». В нее вовлекаются все органы и системы. В качестве примера следует привести иммунную систему людей, активно занимающихся спортом, которые более резистентные к различным заболеваниям.

Ход урока

Этапы проведения занятия Время – 45 минут Действия преподавателя и действия участников
Приветствие
I.Орг. момент.
1 минута Учащиеся методом случайного выбора вытаскивают смайлики и делятся на группы (4 групп). Учитель приветствует учащихся:
Здравствуйте те, кто хорошо позавтракал.
Здравствуйте те, кто не завтракал и мечтает об обеде.
Здравствуйте те, кто рад наступлению зимы.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов работать.
Целевые установки
Дерево ожиданий
1 минута Учитель сообщает тему и цели урока (учащиеся делают записи в тетрадь).
Учащиеся прикрепляют зеленые стикеры в виде яблок на дерево. (С написанными ожиданиями от урока)
II.Актуализация знаний.
Синквейн
Кумулятивная беседа с использованием Активных стратегий
Горячий стул
Индивидуальные задания (по разноуровневым карточкам) и работа на Интерактивной доске(Использование ЦОР-цифровых образовательных ресурсов в режиме онлайн)
8 минут Сердце
Доброе, беспокойное
Сокращается, выталкивает, болит
Главный орган кровеносной системы
Жизнь
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
Дайте короткий ответ на вопросы:
1. Какие существуют причины движения крови по сосудам?
2. Что такое артериальное давление?
3. Что такое пульс? И т.дhttp://itest.kz/exam_test?test_id=844170879
III. Изучение нового материала Самостоятельная работа с учебником Инструменты КМ
Дневник двойной записи.
4 минуты Учащиеся знакомятся с материалами параграфа 35 учебника и заполняют таблицу по приему Инсерт:
Что знал? Что узнал?
   
   
Обсуждение 2 минуты Учащиеся с учителем обсуждают таблицу.
Объяснения учителя с использованием ИКТ 3 минут Причины заболевания органов кровообращения.
Значение тренировки сердца и сосудов.Лекция http://itest.kz/lekciya_zabolevaniya_serdechno_sosudistoj_sistemy_ru
Работа в группах с применением КМ
Инсерт-чтение с пометками
12 минут Учащиеся выполняют задания и составляют тонкие и толстые вопросы, используя материалы учебника (приложение №1)всем группам — Лекцияhttp://itest.kz/lekciya_zabolevaniya_serdechno_sosudistoj_sistemy_ru
Оценивание(лист оценивания )   Учащиеся проводят само и взаимооценивание
Наблюдение за учащимися в процессе работы
Разминка 1 минута Учащиеся отдыхают под веселую разминку «Елочка».
IV. Закрепление Обсуждение 11 минут Отчет каждой группы, ответы учащихся фиксируются, при необходимости дополняются.
Рефлексия Дерево ожиданий 1 мин Учащиеся отмечают стикерами свои идеи, пожелания, вопросы на рефлексивной полянке.
Домашнее задание 1 мин Изучить параграф №,35. Составьте памятку «Как избежать заболеваний сердечно-сосудистой системы».Спасибо всем за хорошую работу

Физическая реабилитация при сердечных заболеваниях

Физическая реабилитация

Лечебная физкультура и легкие виды спорта оказывают положительное воздействие на деятельность сердечно-сосудистой системы. ЛФК является необходимой составляющей комплексной терапии у больных с кардиологическими патологиями, особенно важны физические занятия в реабилитационный период и во время ремиссии.

Лечебная физкультура при соблюдении инструкции по ее выполнению не может навредить организму. При небольших физических нагрузках улучшается состояние лиц, страдающих сердечно-сосудистыми расстройствами или имеющими к ним предрасположенность.

Умеренные нагрузки оказывают следующие положительное воздействие:

  • укрепление мышечных структур сердца;
  • усиление циркуляции периферической крови и коронарного кровообращения;
  • активизация обменных процессов;
  • общий тонизирующий эффект, также распространяющийся на сосуды;
  • замедляется износ сердца;
  • систолический объем крови становится больше, что улучшает трофические показатели.

Для сердечников и гипертоников расчет допустимых физических нагрузок должен вести врач исходя из таких факторов:

  • история болезни и сложность диагноза;
  • возраст и пол;
  • физические возможности пациента.

Если лечебная физкультура назначена доктором, то желательно первое время заниматься в специализированных группах, где занятия ведет профессиональный медицинский работник. Это поможет адаптироваться к нагрузкам, получить квалифицированные советы или помощь, выучить технику упражнений. Впоследствии заниматься можно и в домашних условиях.

Допустимые физические нагрузки для сердечников

Спортивная ходьба

После перенесенных заболеваний или с целью профилактики начинать физическую активность с целью оздоровления организма нужно с простого.

Первый этап должен состоять из:

  1. Легкой гимнастики или утренней зарядки. Сюда входит растягивание связочного аппарата, разработка суставов, работа по укреплению (но не по наращиванию) мышц, занятия для улучшения координации. Людям с низким давлением показаны силовые упражнения с легкими весами и скоростно-силовые тренировки. Гипертоникам рекомендуются занятия, направленные на снижение мышечного тонуса, в этом случае хорошо показали себя релаксирующие дыхательные физические методики.
  2. Ходьба. Упражнение простое и знакомое всем, для его выполнения не нужны спортзалы или специальные помещения. Вначале не стоит брать слишком высокий темп. В день желательно проходить не менее двух километров. Затем можно идти быстрее и со временем перейти на быструю ходьбу. Главный критерий отсутствие отдышки и чувства сдавленности в груди. Расчет следует вести из таких соображений – медленный темп – 60-80 шагов/мин, а высокий — в два раза быстрее.

Приспособленность организма к силовым нагрузкам

Физическая активность влияет на сердце. Значительные нагрузки провоцируют существенные перестройки в работе главного мышечного органа организма. Чрезмерные физические усилия могут стать причиной гипертрофии миокарда.

По сути, сердечные мышцы — это такие же ткани, как и скелетная мускулатура. На регулярную физическую активность они реагируют увеличением массы. Это позволяет сердцу облегчать прокачку возрастающих объемов крови с наименьшими энергетическими потерями.

Крупные и мелкие сосуды также способны к модификациям при физической работе, особенно чувствительны капилляры. Их численность возрастает благодаря образованию между двумя мелкими сосудами новых анастомозов, кроме этого, в активную работу включаются резервные сосуды.

Активное разрастание капиллярной сети отмечается прежде всего в скелетных и сердечных мышцах. Крупные сосуды становятся более устойчивыми к стрессовым состояниям и перепадам давления.

Они приобретают устойчивый тонус, привыкают к прокачке значительных объемов крови и адекватно реагируют на усиление сердечной деятельности. Проще говоря, сосуды вовлекаются в тренировки совместно с мышцами с вытекающими отсюда последствиями.

Гипертрофия миокарда

Нормальное сердце и гипертрофированное

Не во всех случаях увеличение сердечной мышцы является полезным процессом. При умеренных допустимых нагрузках сердце не увеличивается в объеме, а при изнуряющих тренировках характеризуется набором критической мышечной массы (гипертрофия миокарда).

У тяжелоатлетов развивается эксцентрическая гипертрофия миокарда (расширение наружной стенки левого желудочка по сравнению с межжелудочковой оболочкой) – явление, по симптоматике схожее с гипертонией.

Это анатомическое различие становится причиной нарушения сердечных сокращений, поэтому в определенных зонах миокарда развиваются ишемические процессы по причине дефицита кислорода. Тем не менее, для этого надо тренироваться несколько десятков лет, и многие спортсмены успевают завершить профессиональную деятельность до наступления подобных деформаций.

К негативным эффектам силовых упражнений для сердца и сосудов следует отнести:

  • из-за гипертрофии сердца его мышцы хуже сокращаются;
  • гипотонию;
  • аритмию;
  • кардиомиопатию.

Адаптация к физическим нагрузкам

Длительное время при гипокинезии у человека не наблюдается выраженной реакции со стороны миосателлитоцитов (клеток-сателлитов) и соединительной ткани эндомизия. Только при большой продолжительности процесса, а именно, на 12-м месяце опыта, появляются увеличение количества коллагеновых волокон и признаки активации клеток-сателлитов.

Морфологически физиологическая атрофия скелетного мышечного волокна характеризуется сохранением в нем нормального взаимоотношения структур при их количественном уменьшении, что обеспечивает последующее восстановление. Физические нагрузки на фоне гипокинезии не предотвращают структурно-функциональных изменений, вызванных ею, но задерживают их развитие, ускоряют реадаптацию и способствуют стимуляции восстановительного процесса применением физических упражнений.

Важно отметить, что в волокнах I типа профилактический эффект от нагрузок прекращается раньше, начиная уже со 2-го месяца опыта, в волокнах II типа — несколько позднее (с 4-го). Кроме того, применение физических нагрузок в значительной степени стирает картину наступления стабилизации, хотя, начиная с 4-го месяца опыта, состояние волокна стабилизируется на более высоком уровне, чем без физических нагрузок

Таким образом, длительная гипокинезия приводит к адаптивной перестройке волокон скелетной мышечной ткани. Она связана с количественными изменениями в сократительном и энергетическом аппаратах волокон без изменения их фенотипа. Если энергетическая система более зависит от легко меняющихся факторов произвольного сокращения и его метаболических последствий (гипоксии, дефицита энергии и т. д.), то сократительные структуры стабильны и зависят от нервно-трофических влияний, через механизм обратной связи (афферентная иннервация), следящий за внутренним состоянием волокна.

⇐ Предыдущая232425262728293031

Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 123; Нарушение авторских прав?;

Проблема адаптации к физическим нагрузкам, или тренированности, с давних пор привлекала внимание исследователей и в настоящее время остается одной из актуальных проблем педагогики, биологии и медицины. Ее сущность заключается в раскрытии механизмов, за счет которых нетренированный организм становится тренированным, т.е

механизмов, составляющих основу формирования положительных эффектов адаптации, обеспечивающих тренированному организму преимущества перед нетренированным, и отрицательных, которые обусловлены так называемой ценой адаптации. Преимущества тренированного организма характеризуются тремя основными чертами:

Тренированный организм может выполнять мышечную работу такой продолжительности или интенсивности, которая не под силу нетренированному.

Тренированный организм отличается более экономным функционированием физиологических систем в покое и при умеренных физических нагрузках и способностью достигать при максимальных нагрузках такого высокого уровня их деятельности, который недостижим для нетренированного организма.

У тренированного организма повышается устойчивость к повреждающим воздействиям и неблагоприятным факторам.

Если первые две черты представляют интерес для физиологии и педагогики труда и спорта, то третья черта составляет основу использования адаптации к физическим нагрузкам в медицине как средства профилактики заболеваний здоровых людей и как средства лечения и реабилитации больных.

«Цена» адаптации к физическим нагрузкам зависит от функциональных возможностей организма и величины нагрузки. Чем выше нагрузка и ниже функциональные возможности, тем более дорогой «ценой» сопровождается выполнение такой мышечной работы и, зачастую, адаптации организма к ней достигнуть не удается – стабилизации функций не происходит.

Заключение

Период среднего и старшего школьного
возраста имеет свои специфические особенности развития. Изменения происходящие в
этот период затрагивают все системы органов. Изменяются все структуры ЦНС, продолжается
активное развитие промежуточного мозга, мозжечка, коры больших полушарий, возрастает
роль левого полушария (у правшей), совершенствуется абстрактно — логическое мышление,
повышается острота зрения, расширяется поле зрения, повышается острота слуха, улучшается
скорость и точность восприятия речи. В среднем и старшем школьном возрасте полностью
формируется система кровообращения, растёт масса и объём сердца, увеличивается МОК,
снижается ЧСС, растёт просвет сосудов. Совершенствуется дыхательная система, увеличивается
длительность дыхательного цикла, возрастает дыхательный объём, снижается частота
дыхания. К старшему школьному возрасту все основные функции пищеварительной системы
завершают своё развитие, адаптируя организм к приёму различной смешанной пищи и
хорошее усвоение. Заканчивается функциональное созревание процессов мочеобразования
— фильтрация и ребсорбция. Наиболее значительные изменения происходят в железах
внутренней секреции, гормоны которых влияют на развитие сердечно -сосудистой, половой,
дыхательной, нервной систем, обмена веществ. В среднем «школьном» возрасте происходит
«возрастная» активизация гипофиза, надпочечников и половых желез.

Средний и старший школьный возраст
особенно благоприятен для физического воспитания, так как такие дети наиболее чувствительны
к тренирующим воздействиям. Систематические занятия физическими упражнениями вызывают
значительные изменения строения и функций организма, повышают функциональные возможности
и способствуют развитию физических качеств.

Занятия физической культурой и спортом
благоприятно влияют на поведение детей, делают их менее внушаемыми и самостоятельными,
что помогает избегать негативного влияния других людей. Поэтому важнейшим средством
профилактики вредных привычек являются занятия физкультурой. Правильно организованные
занятия физическими упражнениями способствует сохранению и укреплению здоровья детей
среднего и старшего школьного возраста.

2.Ермолаев Ю. Л. Возрастная физиология. М., СпортАкадемПресс.
2001

3.Ингрем К., Тейлор ДЖ. Экспериментальная физиология / Пер.
с англ. М., Физкультура и спорт. 1974.

4.Коробков А. В. Чеснокова С. А. Атлас по нормальной
физиологии. М., Медицина. 1986.

5.Леонтьева Н. Н., Маринова К. В., Каплун Э. Г. Анатомия и
физиология детского организма. М. Медицина. 1976.

6.Маршал Р. Д. Шеферд ДЖ. Т. Функция сердца у здоровых и
вольных. М., Медицина. 1972.

7.Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического
воспитания и спорта : Учеб. Для студ. сред, и высших учебных заведений. — М. :
Изд — во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002.

8.Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная
деятельность детей и подростков. М., Академия. 2000.

9.Смирнов В. М. Особенности физиологии детей. М., Академия.
1993.

10.Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая,
Спортивная, Возрастная,: Учебник. Изд. 2-е, испр, И доп. — М.: Олимпия Пресс,
2005.

11.Уилмор Д., Костилл Д. Физиология спорта. Киев.
Олимпийская литература. 2001.

12.Маркосян А. А. Физиология. М., Медицина. 1989.

13.Матюшонок М. Т. Турик Г. Г. Физиология и гигиена детей и.
подростков. Минск. Высшая школа. 1985.

14.Чусов Ю. Н. Физиология человека. М., Просвещение. 1991.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ivbellen
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: