Как это происходит

Органы чувств. часть 2

Строение и функции уха человека

Ухо – важный орган в человеческом организме, обеспечивающий слух, равновесие и ориентацию в пространстве. Оно одновременно является и органом слуха, и вестибулярным анализатором.

Человеческое ухо имеет достаточно сложное строение. В нем можно выделить три основных отдела: наружный, средний и внутренний.

Такое деление связано с особенностями функционирования и поражения каждого из них при различных заболеваниях.

Функции и физиология уха

Организм человека улавливает звуки и определяет их направление с помощью ушной раковины. Строение слухового прохода способствует усилению давления звуковой волны на барабанную перепонку.

Вместе с ней система среднего уха посредством слуховых косточек обеспечивает доставку звуковых колебаний во внутреннее ухо, где они воспринимаются рецепторными клетками кортиева органа и передаются по нервным волокнам в центральную нервную систему.

Мешочки преддверья и полукружные каналы выполняют роль вестибулярного анализатора. Сенсорные клетки, расположенные в них, воспринимают различные ускорения. Под их влиянием в организме возникают разнообразные вестибулярные реакции (перераспределение мышечного тонуса, нистагм, повышение артериального давления, головокружение, тошнота, рвота).

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что знания о строении и функционировании уха крайне важны для врачей-отоларинголов, а также терапевтов и педиатров.

Это помогает специалистам правильно поставить диагноз, назначить лечение, провести оперативные вмешательства, а также предугадать течение болезни и возможное развитие осложнений.

Но общее представление об этом может пригодиться и обычному человеку, не имеющему непосредственного отношения к медицине.

Познавательные видео на тему «Анатомия уха человека»:

Оценка статьи: (проало 1, рейтинг: 5,00 5) Загрузка… Поделись в соцсетях

Непервичные пути

Из ядер улитки небольшие нервные волокна проходят в ретикулярную формацию головного мозга, где звуковые сообщения объединяются с нервными сообщениями, которые поступают сюда от других органов чувств. Следующий пункт переключения – это неспецифические ядра таламуса, после которых этот слуховой путь завершается в полисенсорном ассоциативном кортексе.

Главная функция этих слуховых путей – выработка нервных сообщений, которые подлежат приоритетной обработке. Для этого они соединяются с центрами мозга, отвечающими за чувство бодрствования и мотивации, а также с вегетативной нервной и эндокринной системами

Например, если человек делает сразу два дела, читает книгу и слушает музыку, эта система направит внимание на более важную работу

Первый передаточный пункт непервичного слухового пути, так же как и первичного, расположен в улиточных ядрах ствола мозга. Отсюда небольшие волокна присоединяются к ретикулярному пути ствола мозга. Здесь, а также в среднем мозгу расположены несколько синапсов, где слуховая информация обрабатывается и интегрируется с информацией от других органов чувств.

При этом информация фильтруется по первичному приоритету. Другими словами, роль ретикулярной формации мозга в том, чтобы подключить к обрабатываемой звуковой информации нервные сообщения из других центров (бодрствования, мотивации), чтобы произошел отбор нервных сообщений, которые будут обрабатываться в мозгу в первую очередь. После ретикулярной формации, непервичные пути ведут к неспецифическим центрам в таламусе, а дальше в полисенсорный кортекс.

Необходимо понимать, что сознательное восприятие требует интеграции обоих типов слуховых нервных путей, первичного и непервичного. Например, во время сна, первичный слуховой путь функционирует нормально, но сознательное восприятие невозможно, поскольку связь между ретикулярным путем и центрами бодрствования и мотивации не активизирован.

И, наоборот, в результате травмы, повредившей кортекс, сознательное восприятие звуков может быть затруднено, тогда как продолжающееся интегрирование непервичных слуховых путей может привести к реакциям на звук вегетативной нервной системы. Кроме того, если ствол головного мозга и средний мозг остались целы, реакция испуга и удивления может оставаться, даже при отсутствии понимания значения звуков.

Физиологические механизмы слуха и равновесия

Чтобы понять, какие функции выполняют отделы органа слуха человека, необходимо разобраться как происходит восприятие звуков. В этом процессе задействованы все части уха. Ушная раковина выполняет роль приемника и распределителя звуковых колебаний из окружающей среды. Именно поэтому считается, что люди с большими ушными раковинами более способны быть музыкантами.

Анатомия и физиология уха устроены так, что человек может воспринимать звуковые частоты от 16 Гц до 20 кГц. Хотя способность воспринимать и распознавать звук индивидуальна. Она зависит от возраста, тренированности слуха, подверженности заболеваниям уха, усталости.

Орган слуха человека выполняет еще одну чрезвычайно важную функцию. Это функция ориентации в пространстве, благодаря которой человек осознает положение своего тела и способен без труда перемещаться и выполнять координационно сложные действия. Три полукружных канальца внутреннего уха наполнены жидкостью, а на своих стенках имеют специальные чувствительные клетки. При изменении положения тела жидкость раздражает нервные волокна, от которых идет импульс в центры коры головного мозга.

Патология

Нарушения функции Слуха (дизакузии) весьма разнообразны и касаются всех его параметров. Наиболее распространенной формой является снижение остроты С. — гипакузия. Она может быть обусловлена как нарушением механизма звукопроведения в структурах среднего уха, так и повреждением образований внутреннего уха (см.) и выше лежащих нервных путей и центров слуховой системы (см. Слуховые центры, пути). В зависимости от этого различают кондуктивную и нейросенсорную формы тугоухости (см.). В первом случае острота С. снижается преимущественно на тоны, проводящиеся через воздух, во втором — в равной степени на тоны, проводящиеся через воздух и через кости черепа. В результате при кондуктивной тугоухости на аудиограмме появляется интервал между кривыми воздушного и костного проведения звуков, при нейросенсорной тугоухости этот интервал отсутствует или незначителен по величине.

Более редкой формой нарушения С. является гиперакузия, заключающаяся в ненормально повышенной восприимчивости к звукам, в результате чего как тональные и шумовые сигналы, так и речь обычной интенсивности вызывают неприятные и даже болезненные слуховые ощущения (акузалгия); иногда наблюдается при поражении лицевого нерва (см.).

В нек-рых случаях, когда левое и правое ухо неодинаково воспроизводят высоту звукового сигнала, возникает симптом двоения, или диплакузии. При отосклерозе (см.) наблюдается феномен паракузии, заключающийся в улучшении остроты С. в шумной обстановке. Предположительно он объясняется возникающей в условиях шума повышенной возбудимостью рецепторов внутреннего уха.

Библиография: Тугоухость, под ред. Н. А. Преображенского, с. 9, М., 1978; Физиология сенсорных систем, под ред. A. С. Батуева, с. 159, 341, Л., 1976; Физиология сенсорных систем, под ред. Г. В. Гершуни и др., ч. 2, с. 130, Д., 1972; Вekesу G. Experiments in hearing, N. Y. а. о., 1960; Handbook of sensory physiology, ed. by H. Autrum a. o., v. 5/2, B. a. o., 1975.

Б. М. Сагалович.

Слуховой анализатор: строение органа слуха

В органе слуха человека различают три отдела: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее.

Наружное ухо состоит из ушной раковины(1) и наружного слухового прохода (2).

Наружное ухо отделено от среднего барабанной перепонкой (3).

Ее толщина 0,1 мм. Среднее ухо находится в толще височной кости черепа и представляет собой небольшую полость (4), заполненную воздухом.

Посредством специального канала — евстахиевой трубы (5) — среднее ухо сообщается с глоткой.

В среднем ухе имеются три слуховые косточки: молоточек (6), наковальня (7) и стремечко (8), соединенные друг с другом.

Молоточек прилегает к барабанной перепонке, а стремечко — к перепонке, закрывающей окно преддверия, которое отделяет сред нее ухо от внутреннего.

Во внутреннем ухе, расположенном в толще височной кости, находится улитка (9) и периферическая часть органа равновесия. Улитка представляет собой спирально закрученный костный канал, образующий 2,5 витка.

Он заполнен жидкостью, сходной со спинномозговой.

Внутри канала улитки лежит основная перепонка (1). Она состоит из 24 000 упругих волоконец.

Значение слухового анализатора состоит в восприятии и анализе звуковых волн.

Периферический отдел слухового анализатора представлен спиральным (кортиевым) органом внутреннего уха.

Слуховые рецепторы спирального органа воспринимают физическую энергию звуковых колебаний, которые поступают к ним от звукоулавливающего (наружное ухо) и звукопередающего аппарата (среднее ухо).

Нервные импульсы, образующиеся в рецепторах спирального органа, через проводниковый путь (слуховой нерв) идут в височную область коры большого мозга — мозговой отдел анализатора.

В мозговом отделе анализатора нервные импульсы преобразуются в слуховые ощущения.

Орган слуха включает наружное, среднее и внутреннее ухо.

Строение наружного уха.

В состав наружного уха входят ушная раковина, наружный слуховой проход.

Наружное ухо от среднего отделяется барабанной перепонкой. С внутренней стороны барабанная перепонка соединена с рукояткой молоточка. Барабанная перепонка колеблется при всяком звуке соответственно длине его волны.

Строение среднего уха.

В состав среднего уха входит система слуховых косточек — молоточек, наковальня, стремечко, слуховая (евстахиева) труба. Одна из косточек — молоточек — вплетена своей рукояткой в барабанную переронку, другая сторона молоточка сочленена с наковальней. Наковальня соединена со стремечком, которое прилегает к мембране окна преддверия (овального окна) внутренней стенки среднего уха.

Слуховые косточки участвуют в передаче колебаний барабанной перепонки, вызванных звуковыми волнами, окну преддверия, а затем эндолимфе улитки внутреннего уха.

Окно преддверия расположено на стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего.

Там же имеется круглое окно. Колебания эндолимфы улитки, начавшиеся у овального окна, распостраняются по ходам улитки, не затухая, до круглого окна.

Строение внутреннего уха.

В состав внутреннего уха (лабиринта) входят преддверие, полукружные каналы и улитка, в которой расположены особые рецепторы, реагирующие на звуковые волны. Преддверие и полукружные каналы к органу слуха не относятся. Они представляют собой вестибулярный аппарат, который участвует в регуляции положения тела в пространстве и сохранении равновесия.

На основной мембране среднего хода улитки имеется звуковоспринимающий аппарат — спиральный орган.

В его состав входят рецепторные волосковые клетки, колебания которых преобразуются в нервные импульсы, распространяющиеся по волокнам слухового нерва и поступают в височную долю коры большого мозга.

Нейроны височной доли коры большого мозга приходят в состояние возбуждения, и возникает ощущение звука. Так осуществляется воздушная проводимость звука.

При воздушной проводимости звука человек способен воспринимать звуки в очень широком диапазоне — от 16 до 20 000 колебаний в 1 с.

Костная проводимость звука осуществляется через кости черепа.

Звуковые колебания хорошо проводятся костями черепа, передаются сразу на перилимфу верхнего и нижнего ходов улитки внутреннего уха, а затем — на эндолимфу среднего хода. Происходит колебание основной мембраны с волосковыми клетками, в результате чего они возбуждаются, и возникшие нервные импульсы в дальнейшем передаются к нейронам головного мозга.

Воздушная проводимость звука выражена лучше, чем костная.

Строение органа слуха

Орган слуха человека состоит из трёх частей, выполняющих разные функции. Выпадение хотя бы одной из них влечёт потерю слуха. Отделы органа слуха:  

  • Периферический — улавливающий звуковую волну и трансформирующий её в волну нервного возбуждения. Состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
  • Проводниковый – слуховой нерв, передающий нервный импульс в головной мозг.
  • Центральный – участок коры головного мозга, анализирующий сигнал.

Наружное ухо

Наружное ухо улавливает звуковой сигнал, усиливает его и передаёт на структуры среднего уха. В состав этого отдела входят:

  • ушная раковина – форма воронки способствует хорошему улавливанию звука, а её углубления и возвышения – усилению громкости и снижению частоты резонанса;
  • наружный слуховой проход – усиливает звуковой сигнал и защищает барабанную перепонку от неблагоприятных воздействий;
  • барабанная перепонка – мембрана из соединительной ткани, соединяющая наружное ухо со средним и передающая на его структуры механическую волну.

Среднее ухо

Среднее ухо представляет собой пазуху (барабанную полость) в пирамиде височной кости, соединённую евстахиевым каналом с носоглоткой. Канал поддерживает одинаковое давление между наружным и средним ухом, через него осуществляется вентиляция и дренирование последнего. В среднем ухе расположены мелкие слуховые косточки, соединённые между собой подвижными сочленениями:

  • молоточек;
  • наковальня;
  • стремечко.

Колебания барабанной перепонки приводят в движение сначала соединённый с ней молоточек, затем наковальню и стремечко, с которого волна переходит в наружное ухо. Рычажный механизм слуховых косточек усиливает давление при прохождении волны через среднее ухо в 1,5-2 раза.

Внутреннее ухо

Внутреннее ухо находится в височной кости и выполняет функцию естественного микрофона, трансформирующего звук в электрическую волну. Иногда именно его называют органом слуха и равновесия. Строение органа слуха (в обособленном понятии) сложное. Оно представляет совокупность извитых сообщающихся каналов и полостей, чем обусловлено его другое название – «лабиринт». В состав наружного (костного) лабиринта входят следующие структуры:

  • часть органа слуха – улитка;
  • элементы вестибулярного аппарата – преддверие и 3 полукружных канала с рецепторами, передающими в мозг информацию о положении тела.

Улитка – извитая костная структура – наполнена лимфой и соединяется с барабанной полостью через овальное окно, закрытое пластинкой стремечка. Механические колебания стремечка передаются через лимфу на основание канала улитки – базилярную мембрану и расположенный на ней кортиев орган. Этот орган содержит около волосковых клеток с рецепторами. Рецепторы преобразуют звуковой сигнал в электрический и передают его выше через нейроны слухового нерва.

Поскольку элементы органа слуха и органа равновесия имеют в области внутреннего уха тесную анатомическую связь, поражение (травматическое, воспалительное, ишемическое) тканей на этом уровне, нередко одновременно сопровождается и снижением функции слуха, и нарушением равновесия – головокружением, шаткостью походки, внезапными падениями.

Проводниковый и центральный отдел

Электрический импульс проходит по слуховому нерву (черепно-мозговому нерву VIII пары) через ствол головного мозга (продолговатый, средний, промежуточный мозг). По пути к центральному отделу слуховые нервы перекрещиваются, сигнал с левого уха идёт на правое полушарие и наоборот. В конце своего пути сигнал попадает на кору больших полушарий – слуховую долю височных долей, где подвергается анализу. Это позволяет человеку распознавать и формировать (в раннем детстве) речь, идентифицировать звуки с их источником, улавливать тональную и эмоциональную окраску голоса собеседника, музыкальные мелодии и многое другое.

Вкусовой анализатор

Вкусовые рецепторы на протяжении всего существования человечества помогали ему выживать. Дело в том, что вкусовые ощущения помогали людям проверять продукты на качество. Если вкус горький и кислый, то возможно мы съели гниющий или опасный продукт, если сладкий — то скорее всего он богат питательными веществами.  

  • Вкусовые рецепторы во вкусовых сосочках на поверхности языка  воспринимают вкус и раздражаются растворенными в жидкости химическими веществами — это периферический отдел.
  • Волокна лицевого, языкоглоточного и блуждающего нервов проводят нервный импульс от рецепторов к мозгу — это проводниковый отдел.
  • Височная доля коры больших полушарий обрабатывает информацию — это центральный отдел. 

В ролике, который выпустила “Чистая линия” для рекламы нового мороженого звучала фраза: «Порадуй свои вкусовые сосочки!» Теперь вы точно знаете, о чем в том ролике шла речь!

Поверхность языка можно разделить на условные зоны, в которых располагаются рецепторы к специфическим вкусам:

  • сладкий  — кончик языка;
  • горький — основание языка;
  • кислый — боковая поверхность языка;
  • соленый — кончик и боковая поверхность языка.
Язык состоит не из одной, а из целых 8 мышц. Это единственные мышцы человека, которые работают независимо от скелета. Они обладают удивительной выносливостью, ведь мы постоянно используем их при приеме пищи, глотании и разговоре. Кроме того, язык каждого человека уникален, и вполне может выступать в качестве средства идентификации личности. Представляете, каково бы это было —  показывать охране или таможенной службе не удостоверение личности, а язык?

Почему если у нас заложен нос, то даже любимая еда не кажется такой вкусной?Для ответа на этот вопрос можно провести эксперимент с жевательным драже. Попробуйте закрыть глаза и нос и попросите своего друга положить вам одну конфету в рот. Сосредоточьтесь на ощущениях. Не так много информации, не так ли? Возможно, вы почувствуете сладость или кислинку, но вряд ли что-то больше. А теперь разожмите нос и ощутите, как ваш рот постепенно наполняется ароматом, и вы можете с легкостью определить, какой именно вкус у этого драже —  клубничный, яблочный, лимонный. Теперь можно делать выводы: вкусовые ощущения —  это очень сложный феномен, важную роль в котором играет именно обоняние. Именно поэтому при заложенности носа мы плохо ощущаем вкус еды. 

Строение внутреннего уха

Его структура чем-то напоминает лабиринт. Эта часть расположена в пирамиде височной кости. Внутри его располагается костная капсула и перепончатое формирование. Оно в точности повторяет форму капсулы. Костный лабиринт состоит из:

  • Преддверия
  • Улитки
  • Трех полукружных каналов

Анатомия уха человека устроена таким образом, что основную звуковую функцию здесь выполняет улитка, которая представляет собой спирально закрученный канал из костной ткани, примерно в 2,75 оборота. Ее высота составляет 5 мм, а длина — 3,2 см. Внутри улитки находится еще один лабиринт, который полностью заполнен эндолифмой. Между перепончатым и костным каналом находится небольшое пространство, заполненное перилифмой. При помощи спиральной пластины лабиринт разделяется на два канала.

Перепончатый лабиринт с помощью специальных тяжей всегда должен находиться в подвешенном состоянии. Если это равновесие будет нарушено, это приведет к резкому повышению давления в данном лабиринте.

Улитка играет важное значение для органа слуха. Колебания ее внутренней жидкости приводят к образованию электрических импульсов, которые передаются при помощи слухового нерва в мозг

Таким образом и работает человеческое ухо.

В перепончатом канале улитки находится специальный звуковоспринимающий аппарат, который именуется спиральным органом. Он имеет свое строение: состоит их мембраны, на которой расположены рецепторные клетки, и покровной мембраны.

Центральная мембрана служит для того, чтобы разделять перепончатый лабиринт. Она включает в себя волокна, они имеют разную длину. Располагаются волокна поперек хода улитки. Самые длинные из них располагаются у вершины улитки, а самые короткие — соответственно снизу.

Кроме этого, на мембране находятся рецепторные клетки, которые улавливают звук. Они имеют удлиненную форму. При этом один конец клетки прикреплен к мембране, а другой не фиксируется и заканчивается несколькими волоскам. От закрепленной части клеток исходят волокна слухового нерва. Волоски с другого конца клетки омываются эндолифмой и могут сочетаться с покровной мембраной.

Кроме восприятия звуков, уши человека выполняют и другие функции, например, регуляция положения тела человека в определенном положении. Это осуществляется с помощью вестибулярного аппарата. Отдельно хотелось бы упомянуть про полукружные костные каналы. Между собой они имеют схожее строение. Внутри каждого из них имеется свой канал, который повторяет его изгибы. Именно данные каналы и преддверия отвечают за равновесие и координацию, помогают нашему телу занимать необходимое положение в пространстве.

Полукружные каналы и преддверие заполнены специальной жидкостью. Два небольших мешочка находится в преддверии, они тоже содержат внутри себя содержимое — эндолифму, о которой уже говорилось выше. Кроме жидкости, в мешочках находятся вестковые камешки. На стенках данных мешочков расположено множество рецепторных клеток волосковой формы.

Если положение тела человека начинает изменяться, жидкость, которая содержится внутри полукружных каналов, приводится в движение. Из-за этого начинают двигаться и известковые камешки внутри мешочков. Благодаря этому, рецепторы вестибулярного аппарата приходят в состояние раздражения. Это возбуждение переходит к волокнам вестибулярного нерва, а уже от него кора головного мозга получает сигнал.

Таким образом, человек формирует правильное положение тела. У новорожденных детей, все эти процессы до конца неразвиты, вот почему малышам так сложно держать равновесие, начинать поднимать головку и ходить. Постепенно, по мере того как родители обучают ребенка элементарным навыкам, идет процесс формирования всех частей уха, и с каждым разом ребенку все легче передвигаться и удерживать нужное положение.

Наиболее распространенное заболевание внутреннего уха — это тугоухость. Звук, который находится в ухе, имеет такие черты, как амплитуда и частота. Амплитуда представляет собой силу, с которой звуковые волны оказывают соответственное давление на барабанную перепонку. Число колебаний звуковой волны за одну секунду — это частота. Если человек не может различать звуки и частоту, возникает тугоухость.

При этом заболевание имеет несколько разновидностей. При сенсоневральной тугоухости значительно повреждаются функции слухового нерва либо происходят нарушения чувствительности улитки. При кондуктивной тугоухости происходит нарушение передачи звука между наружным и средним ухом. В случае со смешанной тугоухостью могут наблюдаться и те и другие нарушения.

Строение среднего уха

Клиническая форма среднего уха имеет вид барабанной полости. Она располагается рядом с височной костью и является вакуумным пространством. Тут расположены слуховые кости:

  • стремечко;
  • молоточек;
  • наковальня.

Все они преобразовывают шум в сторону внутреннего уха из наружного.

Если подробно взглянуть на строение слуховых косточек, то можно отметить, что они напоминают соединенную цепь, передающую звуковые колебания. Рукоятка молоточка тесно расположена вблизи барабанной перепонки, далее головка молоточка скрепляется с наковальней, которая, в свою очередь, уже со стремечком. Если нарушается работа одной из этих частей цепи, то человек может получить проблемы со слухом.

Анатомически среднее ухо связано с носоглоткой. В качестве связующего звена используется евстахиева труба, она регулирует давление воздуха, который поступает снаружи. Когда окружающее давление резко снижается или повышается, то человек жалуется на закладывание ушей. Поэтому смена погоды и влияет на самочувствие.

Об активной защите головного мозга от повреждения говорит сильная головная боль, переходящая в мигрень. Когда внешнее давление меняется, организм реагирует на него зевотой. Чтобы избавиться от этого, нужно пару раз проглотить слюну или же резко дунуть в зажатый нос.

Механизм передачи звуков в разном возрасте

Анатомическая характеристика слухового анализатора с возрастом вовсе не изменяется, но хотелось бы отметить, что имеются некие возрастные особенности.

Органы слуха начинают формироваться у эмбриона на 12 неделе развития. Свою функциональность ухо начинает сразу после рождения, но на начальных этапах слуховая активность человека больше напоминает рефлексы. Разные по частоте и интенсивности звуки вызывают у детей разные рефлексы, это может быть закрывание глаз, вздрагивание, открывание рта или учащенное дыхание. Если новорожденный так реагирует на отчетливые звуки, то понятно, что слуховой анализатор развит нормально. При отсутствии этих рефлексов требуется дополнительно исследование. Иногда реакцию ребенка тормозит тот факт, что изначально среднее ухо новорожденного заполнено некой жидкостью, которая мешает движению слуховых косточек, со временем специализированная жидкость полностью высыхает и вместо нее среднее ухо заполняет воздух.

Разнородные звуки малыш начинает дифференцировать с 3 месяцев, а на 6 месяце жизни начинает различать тона. На 9 месяце жизни ребенок может узнавать голоса родителей, звук машины, пение птицы и другие звуки. Дети начинают определять знакомый и чужой голос, узнают его и начинают аукать, радоваться или вовсе искать глазами источник родного звука, если его нет рядом. Развитие слухового анализатора продолжается до 6 лет, после этого порог слышимости ребенка уменьшается, но при этом увеличивается острота слуха. Так продолжается до 15 лет, затем работает в обратном направлении.

В период от 6 до 15 лет можно заметить, что уровень развития слуха отличается, некоторые дети лучше улавливают звуки и способны без трудностей их повторить, им удается хорошо петь и копировать звуки. Другим детям это удается хуже, но при этом они отлично слышат, на таких детей иногда говорят «медведь на ухо насупил». Огромное значение имеет общение детей со взрослыми, именно оно формирует речевое и музыкально восприятие ребенка.

Что касается анатомических особенностей, то у новорожденных слуховая труба намного короче, чем у взрослых и шире, из-за этого инфекция из дыхательных путей так часто поражает их органы слуха.

Восприятие звука

Для слухового анализатора адекватным раздражителем является звук. Основными характеристиками каждого звукового тона являются частота и амплитуда звуковой волны.

Чем больше частота, тем звук выше по тону. Сила же звука, выражаемая его громкостью, пропорциональна амплитуде и измеряется в децибелах (дБ). Человеческое ухо способно воспринимать звук в диапазоне от 20 Гц до 20 000 Гц (дети – до 32 000 Гц). Наибольшей возбудимостью ухо обладает к звукам частотой от 1000 до 4000 Гц. Ниже 1000 и выше 4000 Гц возбудимость уха сильно снижается.

Звук силой до 30 дБ слышен очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствует шёпоту человека, от 50 до 65 дБ – обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ – сильному шуму, 120 дБ – «болевой порог», а 140 дБ – вызывает повреждения среднего (разрыв барабанной перепонки) и внутреннего (разрушение кортиева органа) уха.

Порог слышимости речи у детей 6-9 лет – 17-24 дБА, у взрослых – 7-10 дБА. При утрате способности воспринимать звуки от 30 до 70 дБ наблюдаются затруднения при разговоре, ниже 30 дБ – констатируют почти полную глухоту.

Это интересно: Сравнительная характеристика восприятия звука человеком и животными

Синестезия

Один из самых необычных психоневрологических феноменов, при котором не совпадают род раздражителя и тип ощущений, которые человек испытывает. Синестетическое восприятие выражается в том, что помимо обычных качеств могут возникать дополнительные, более простые ощущения или стойкие «элементарные» впечатления — например, цвета, запаха, звуков, вкусов, качеств фактурной поверхности, прозрачности, объемности и формы, расположения в пространстве и других качеств, не получаемых при помощи органов чувств, а существующих только в виде реакций. Такие дополнительные качества могут либо возникать как изолированные чувственные впечатления, либо даже проявляться физически.

Выделяют, например, слуховую синестезию. Это способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями.
Следует учитывать, что синестезия, скорее психоневрологическая особенность человека и не является психическим расстройством. Такое восприятие окружающего мира может почувствовать обычный человек путем употребления некоторых наркотических веществ.

Общей теории синестезии (научно доказанного, универсального представления о ней) пока нет. На денный момент существует множество гипотез и проводится масса исследований в данной области. Уже появились оригинальные классификации и сопоставления, выяснились определенные строгие закономерности. Например, мы ученые уже выяснили, что у синестетов есть особый характер внимания — как бы «досознательный» — к тем явлениям, которые вызывают у них синестезию. У синестетов — немного иная анатомия мозга и кардинально иная его активация на синестетические «стимулы». А исследователи из Оксфордского университета (Великобритания) поставили серию экспериментов в ходе которых выяснили, что причиной синестезии могут быть сверхвозбудимые нейроны. Единственное, что можно сказать точно, что такое восприятие получается на уровне работы мозга, а не на уровне первичного восприятия информации.

Строение уха человека: наружного, среднего, вестибулярного анализатора

Нет ничего удивительного в том, что у человека принято считать самым совершенным чувственным органом слуховой аппарат. Внутри него содержится наивысшая концентрация нервных клеток (свыше 30 000 датчиков).

Слуховой аппарат человека

Строение этого аппарата весьма сложное. Людям понятен механизм, по которому осуществляется восприятие звуков, но ученые еще не совсем осознают ощущение слуха, суть преобразования сигналов.

В строении уха выделяют такие основные части:

  • наружная;
  • средняя;
  • внутренняя.

Каждая из вышеуказанных областей отвечает за выполнение конкретной работы. Наружная часть считается приемником, который воспринимает звуки из внешней среды, средняя – усилителем, внутренняя – передатчиком.

Строение уха человека

Функции

Укажем значимые функции, которые закреплены за наружной частью уха. Она способна:

  • принимать звуки;
  • передавать звуки к средней части уха;
  • направлять волну звука к внутренней части уха.

Строение

Укажем основные составляющие среднего уха:

  • барабанная полость;
  • слуховая (евстахиева) труба.

Первая составляющая (барабанная перепонка) содержит внутри цепь, в которую включены небольшие косточки. Мельчайшие косточки играют важную роль в передаче колебаний звука. Барабанная перепонка состоит из 6 стенок. Ее полость содержит 3 слуховые косточки:

  • молоточек. Такая косточка наделена округлой головкой. Так происходит ее соединение с рукояткой;
  • наковальня. Она включает тело, отростки (2 шт.) разной длинны. Со стременем ее соединение выполнено посредством незначительного овального утолщения, которое находится на конце длинного отростка;
  • стремя. В его структуре выделяют маленькую головку, несущую сочленовную поверхность, наковальню, ножки (2 шт.).

Артерии идут к барабанной полости от a. carotis externa, являясь ее ветками. Лимфатические сосуды направлены к узлам, расположенным на боковой стенке глотки, а также к тем узлам, которые локализуются позади раковины уха.

Строение среднего уха

Патологии и заболевания, травмы

Среди популярных болезней среднего уха отметим:

Острое воспаление может появляться при травмах:

Хронический гнойный средний отит бывает осложненным, неосложненным. Среди специфических воспалений укажем:

  • сифилис;
  • гриппозное воспаление;
  • туберкулез;
  • экзотические болезни.

Анатомия наружного, среднего, внутреннего уха в нашем видео:

Вестибулярный анализатор

Укажем весомую важность вестибулярного анализатора. Он необходим для регуляции положения тела в пространстве, а также для регуляции наших движений

Анатомия

Периферия вестибулярного анализатора считается участком внутреннего уха. В ее составе выделим:

  • полукружные каналы (эти части размещены в 3 плоскостях);
  • статоцистные органы (они представлены мешочками: овальный, круглый).

Плоскости называются: горизонтальная, фронтальная, сагиттальная. Два мешочка представляют собой преддверие. Круглый мешочек находится вблизи завиток. Овальный мешок размещен ближе к полукружным каналам.

Патологии, заболевания, травмы

Нарушения, которые могут присутствовать в работе вестибулярного аппарата проявляются в:

  • тошноте;
  • потере равновесия;
  • колебательных движениях глаз;
  • головокружении;
  • сбоях АД;
  • нарушении в координации движений;
  • потоотделении;
  • смене частоты дыхания, сердцебиения.

Чаще всего встречаются такие патологии, провоцирующие сбои в работе этого органа:

Особенности работы слухового аппарата специалисты изучили недостаточно.

Популярное видео об анатомии вестибулярного анализатора человека:

Слуховой орган принято считать самым чувствительным, поэтому его рекомендуют максимально беречь от раздражающих звуков, травм. Нужно быть очень внимательными, чтобы избежать разных опасных болезней, потери слуха.

Вывод

Волны давления, проходя через внешнее ухо, барабанную перепонку и косточки среднего уха, достигают заполненного жидкостью внутреннего уха, имеющего форму улитки. Жидкость, колеблясь, ударяется о мембрану, покрытую крохотными волосками, ресничками. Синусоидальные составляющие сложного звука вызывают колебания различных участков мембраны. Колеблющиеся вместе с мембраной реснички возбуждают связанные с ними нервные волокна; в них возникают серии импульсов, в которых «закодированы» частота и амплитуда каждой составляющей сложной волны; эти данные электрохимическим способом передаются мозгу.

Из всего спектра звуков прежде всего выделяют слышимый диапазон: от 20 до 20000 герц, инфразвуки (до 20 герц) и ультразвуки – от 20000 герц и выше. Инфразвуки и ультразвуки человек не слышит, но это не значит, что они не оказывают на него воздействия. Известно, что инфразвуки, особенно ниже 10 герц, способны влиять на психику человека, вызывать депрессивные состояния. Ультразвуки могут вызывать астено-вегетативные синдромы и др.
Слышимую часть диапазона звуков разделяют на низкочастотные звуки – до 500 герц, среднечастотные – 500-10000 герц и высокочастотные – свыше 10000 герц.

Такое подразделение очень важно, так как ухо человека неодинаково чувствительно к разным звукам. Наиболее чувствительно ухо к сравнительно узкому диапазону среднечастотных звуков от 1000 до 5000 герц

К более низко- и высокочастотным звукам чувствительность резко падает. Это приводит к тому, что человек способен услышать в среднечастотном диапазоне звуки с энергией около 0 децибел и не слышать низкочастотные звуки в 20-40-60 децибел. То есть, звуки с одной и той же энергией в среднечастотном диапазоне могут восприниматься как громкие, а в низкочастотном как тихие или быть вовсе не слышны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ivbellen
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: