Как избавиться от страсти к еде
Святые отцы уделяли большое пристальное методам противодействия этому смертоносному пороку, способному убить душу. Ведь именно чревоугодие считалось ими той самой первоначальной страстью, признаком, подающим силу всем остальным греховным побуждениям и поступкам.
Иероним Босх. Семь смертных грехов и четыре последние вещи. 1475—1480Доска, масло. 120 × 150 смПрадо, Мадрид
Практика погашения разжигающегося внутри подвижника огня пресыщения благотворно сказывается на его общем духовном состоянии, помогая достойно совершать свое путешествие в Царствие Небесное сквозь многочисленные опасности.
В «Обозрении духовной брани» прп. Иоанн Кассиан Римлянин (V в.) подчеркивает:
Конкретным шагам в сражении с демоном, или бесом чревоугодия посвятил одно из своих поучений (Слово 14) Иоанн Лествичник (VII в.). Преподобный напоминает о порочной связи этой начальной страсти с последующими, подавая способы побороть ее.
Как бороться и чем победить
Заниматься практикой уменьшения ежедневного рациона: «Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева — виновник чистоты».
- Практика пощения: «Пост есть насилие естества. Отвержение всего, что услаждает вкус. Погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений. Освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчения сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение».
- Практика размышления о страданиях Христа: «Сидя за столом, исполненным снедей, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд; ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объедения. Когда пьешь всегда вспоминай оцет и желчь Владыки твоего; и таким образом или пребудешь в пределах воздержания, или по крайней мере, восстенав, смиришь свой помысл».
Святоотеческая стратегия брани с грехами в христианстве заключается в культивировании противоположных им добродетелей.
Чревоугодие – это грех и болезни
Умеренность в еде – это не религиозное требование, а здравый смысл. Обжорство, наркотики, курение, пьянство сокращают жизнь, способствуют телесным, психическим заболеваниям. Отдающийся плотским наслаждениям, чревоугодию христианин забывает о нуждающихся.
Его душа черствеет, не откликается на чужую боль. Чревоугодие проявляется во влечении к обжорству. Чрезмерное употребление этих продуктов, частые пиршества не способствуют здоровью.
Один из видов чревоугодия – гортанобесие (гурманство). Человек не получает наслаждения от естественной еды, ему обязательно нужен какая-нибудь мраморная говядина или салат из черной икры. Пища превращается в источник страсти, становится вредной, лишается смысла, который вложил в нее Бог. Пицца и фастфуб, если не переедать, и кушать не в постные дни, грехом это не является.
Христианин, пристрастившийся к вкусной пище, нарушает или совсем забывает о постах. Без воздержания невозможно нравственное очищение. У любящих поесть и выпить людей нарушается связь с Богом.
Они поклоняются материальным вещам, деградируют в духовном плане, начинают болеть. В питании человек должен соблюдать золотую середину. Голодные люди становятся злыми, совершают неблаговидные поступки. Нужно есть, радоваться еде, но не превращать это в цель жизни.
Последствия угождения чреву
- Утяжеленная чрезмерным количеством пищи душа не способна войти в молитвенное состояние и думать о Боге больше, чем о еде.
- Обжорство поражает как интеллектуальные, так и творческие способности грешного человека.
- Растолстевший человек начинает себя ненавидеть, появляется комплекс неполноценности.
- Физическое тело становится непослушным из-за постоянного ношения ненужного жира, одышка и изнеможение преобразуются в постоянные спутники не только пожилых, но и молодых людей.
Первое, за что хватается чревоугодник, это диеты и некоторое подобие спорта, с которыми трудно справиться обленившемуся разуму. И разочарование снова приводит к неуемному поглощению еды.
Есть для того, чтобы жить
Если переедание и недоедание — это грех, любовь к вкусностям — тоже, то как тогда питаться, чтобы не стать чревоугодником? Есть только невкусную пищу? Нет, крайности здесь ни к чему. В учении по этому поводу написано следующее:
Есть по прихоти — значит хотеть принять пищу не по телесной потребности, но для угождения чреву. Если же видишь, что иногда естество охотнее принимает какой-либо из овощей, нежели сочива (постное блюдо из обваренных зерен пшеницы, иногда риса или чечевицы, смешанных с семенным соком и медом — прим. ред.), и не по прихоти, а по легкости самой пищи, сие надлежит различать. Одни по естеству своему требуют сладкой пищи, другие соленой, иные же кислой, и это не есть ни страсть, ни прихоть, ни чревообъедение.
Иногда себе можно позволить съесть что-то и «по прихоти», однако это допускается только по праздникам, и желательно церковным. При этом надо ограничиваться всего одной небольшой порцией без добавки. И самое главное — нельзя мечтать о пире, представлять, как наслаждаешься вкусной пищей.
Отношение к чревоугодникам
Gula с латинского языка переводится как обжорство, чревоугодие. Это слово крепко вошло в старофранцузский язык и просуществовало в нем почти до начала Нового времени.
Люди, жившие в ту пору, описывали чревоугодника, как «человека, жаждущего богатых блюд и тонких вин, постоянно выходящего за рамки, установленные Богом, разрушающего все порядки на земле и создающего угрозу государству».
На старофранцузском слово «обжора» (gloz, glot или glou) обозначало также дебошира — человека опасного и непредсказуемого нрава. А женщин называли «gloute», и это означало — «нимфоманка», «проститутка» или «развратница».
Чревоугодников всегда осуждали. Упоминания о них есть в книгах Ветхого и Нового Завета. Царь Соломон в «Книге притчей Соломоновых» писал: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище». А также советовал: «И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен».
Плохое отношение верующих к чревоугодникам демонстрируют нам и стенные росписи в церквях. На одной из них обжора с раздутым животом, словно собака, обгладывает кость. На другой — худой пьяница жадно припадает к стакану. На третьей — мужик скачет на свинье (символе чревоугодников), сжимая в одной руке кусок мяса, а в другой — бутыль с вином.
С помощью искусства люди хотели донести до паствы
простую истину: чрезмерная тяга к еде и вину смертельно опасна как для тела, так и для души. К слову, сегодня об этом говорят СМИ и реклама.
Алчность (жадность, скупость)
Почвой для этого порока является неудовлетворённая потребность в безопасности. Если ребёнок пережил травму лишения, если он не чувствовал себя защищённым, то, уже будучи взрослым, начнёт жадничать или скупиться. Алчность можно разделить на жадность (желание получить больше, чем есть) и скупость (нежелание расставаться с тем, что есть, стремление сохранить это). Это такая же пустота внутри, тот же вакуум, только образовался уже по иным причинам. И эту пустоту человек будет заполнять уже или вещами, или деньгами, или отношениями с другими людьми. Но корень этого «порока» — чувство незащищённости, небезопасности.
Духовное и психологическое противостояние чревоугодию
Чревоугодие – это не просто привычка или вредное увлечение. В глубоком смысле это состояние души, отражающее внутренние конфликты и неурегулированные потребности. Борьба с чревоугодием требует как духовного, так и психологического подхода.
С духовной точки зрения, борьба с чревоугодием начинается с осознания. Понимание того, что наши душа и тело нуждаются в более глубоком и духовном питании, помогает переосмыслить отношение к физической пище
Религиозные практики, такие как пост, медитация или молитва, могут помочь человеку сосредоточиться на духовных аспектах жизни, отвлекая внимание от чисто материальных потребностей
С психологической точки зрения, важно понимать причины чревоугодия. Часто это способ справляться со стрессом, одиночеством или другими эмоциональными трудностями
Работа с психологом может помочь выявить корни проблемы и разработать стратегии борьбы с ней без прибегания к еде.
Важность умеренности и благодарности как ключевых компонентов здорового отношения к пище не может быть недооценена. Таким образом, противостояние чревоугодию – это путь к глубокому самопознанию и духовному развитию
Этот путь требует усилий, но он приводит к гармонии души и тела, осознанности и благодарности
Таким образом, противостояние чревоугодию – это путь к глубокому самопознанию и духовному развитию. Этот путь требует усилий, но он приводит к гармонии души и тела, осознанности и благодарности.
Чревоугодие – явление сложное, глубоко укорененное в человеческой психике и культуре. Оно становится не просто привычкой, но и символом борьбы между физическими и духовными потребностями. В нашем стремлении удовлетворить быстро проходящие желания, мы зачастую упускаем из виду истинное значение питания – не только как средства поддержания физической жизни, но и как возможности к духовному развитию.
Баланс между физическими и духовными потребностями – ключевой элемент здорового образа жизни. Вместо того, чтобы позволять еде доминировать в нашей жизни, следует стать ее осознанными потребителями, питаясь с благодарностью и уважением.
В нашем мире изобилия и потребления важно помнить о духовных аспектах жизни, которые придают ей истинный смысл. Отказ от чревоугодия – это не только путь к здоровью тела, но и души
Давайте подойдем к потреблению пищи с пониманием и благодарностью, стремясь к глубокому духовному удовлетворению и истинной гармонии.
Почему чревоугодие так опасно для души?
Фото: Flickr.com
Хотя чревоугодие относят к «смертным грехам», это не означает, что Бог накажет смертью за него. Наоборот, люди сами губят себя и приближают к смерти, когда отдаются вредным пристрастиям. Но где грань, за которой еда с удовольствием становится грехом? Это очень важный момент, который каждый православный верующий должен для себя определить.
Чревоугодие – поиск особого наслаждения от еды, который делается целью его существования. Поиск все новых ощущений, неиспробованных вкусов, неиспытанных эмоций становится целью. На этот поиск тратятся время, силы, средства вместо того, чтобы потратить это время на молитву, посещение храма. Силы можно потратить на добрые дела, а средства – на милосердие. Таким образом, чревоугодие отдаляет человека от Бога, заставляет его угождать телу, а не душе. Отсюда следует вывод, что чревоугодие опасно тем, что оно является противоположным воздержанию, как христианской добродетели.
Люди, которые отяжелели от еды или опьянели от спиртного, становятся ленивыми и туповатыми. У них нет желания расти духовно, размышлять о смысле своего существования. Молитва объевшемуся человеку дается с трудом, она не внимательная и не искренняя.
Грех угождения своей плоти подкрадывается незаметно, он может поражать даже верующих людей, которые борются со своими страстями, пытаются спасать свою душу постом и воздержанием. Например, человек весь день воздерживается, питаясь правильно и соблюдая пост, но вечером, вдруг, как под действием гипноза, объедается и не может удержаться. Конечно, это происки сатаны, который неимоверно радуется тому, что снова одержал победу таким простым способом – склонив верующего к чревоугодию. В таких случаях нужно упорно пытаться продолжать пост, не давая нечистому никаких шансов для победы.
Что это за грех
Значение слова
В переводе с греческого определение «чревоугодие» значит бешенство живота – чрева. Что значит — неумеренная, неистовая жадная похоть, доводящая в буквальном смысле до исступления и превращающая человека в животное, которое ест, но не может насытиться.
Расплата прискорбна: чувство неудовлетворения нарастает как снежный ком, превращая раба желудка в несчастного потребителя еды и напитков (в том числе и алкоголя, что ведет к пьянству).
Обжорство, переедание и прочие синонимы
В современном обществе, сделавшем целью своего существования удовлетворение царствующей идеи потребления, придумали самые разные обозначения для чревоугодия, лишь бы не клеймить его как греховную страсть.
Бороться с ним пытаются медики и психологи, советы которых ненадолго помогают утихомирить лишь симптомы, в то время как корень всех бед продолжает жить в глубине испорченного человеческого существа и с течением времени пускает новые ростки всевозможных пороков.
Однако даже анализ различных синонимов, видов чревоугодия, которые придумал мир, чтобы прикрыть свой постыдный грех, позволяет выделить некоторую закономерность в развитии данной тлетворной пагубы, вот ее признаки:
- Переедание – как называется конкретный факт нарушения размеренного приема пищи, во время которого человек по какой-то причине перестает себя контролировать и набивает живот количеством еды сверх необходимой меры;
- Обжорство – можно сказать, что это уже образ жизни, когда постоянное пристрастие к еде становится нормой;
- Гастромания – (gaster — брюхо, mania – страсть) — разновидность обжорства, когда неумеренному количеству поглощаемой пищи стараются придать новое качество, разнообразя стол всевозможными деликатесами, счета которым нет;
- Гастролатрия – (latreuo — обожаю) — утверждение положительного отношения к культу еды, делающее её символом жизни.
Интересный фактВ церковнославянском языке есть слово «ласкосердие», также имеющее отношение к балованию себя многими вкусностями, но в то же время, в более широком смысле обозначающее зловредное стремление предаваться похотливости, любострастие.
Избавление от страстей: 7 добродетелей
Святой Игнатий Брянчанинов в своих творениях дает пошаговую
инструкцию по избавлению от страстей. Он открывает нам, какая добродетель
является противоположной страсти, и как с помощью нее можно победить грехи.
Вот семь добродетелей, противоположные страстям:
Смирение. Осознание своего ничтожества, страх Божий, боязнь наказания за грехи, изменение отношения к окружающим, осознание себя хуже их, нелюбовь к похвале, избегание славы мирской, послушание во всем Церкви и ее служителям, простота, молчание, видение своих грехов и страстей, желание бороться с ними, принятие критики, нестремление оправдаться перед людьми, молчаливое и кроткое перенесение обид, нежелание отомстить за свои обиды, прощение обид.
Нестяжание. Удовлетворение имеющимся, нежелание быть богатым, раздавание бедным своего богатства, милосердие.
Целомудрие. Хранение чистоты телесной и душевной. Отвращение от блудных книг, изображений, фильмов и т.д. Удаление от двухсмысленных бесед и флирта. Верность супругу до смерти. Хранение слуха, сердца от помыслов, зрения. Скромность в одежде, словах и помыслах. Служение больным. Концом целомудрия святитель называет чистоту, зрящую Бога.
Блаженный плач о своих грехах. Довольство тем, что дал Господь. Благодарение Богу. Готовность терпеть все, что пошлет Бог.
Воздержание в пище и питие. Трезвость, соблюдение постов, избегание лишних приемов пищи, уменьшение объема принимаемой пищи.
Трезвение. Некоторые думают, что антагонизм уныния – радость и веселье. Однако святой считает, что радоваться особо православному христианину нечему. Даже святой Антоний, когда бесы говорили ему: «радуйся», отвечал, что недостоин этого чувства, потому что грешный. Нам ли предаваться безумной радости?! У каждого христианина всегда много работы над собой, много скорбей
А противостоять унынию можно только трезвением над своей душой, вниманием к помыслам и движениям души. Некоторые неправильно понимают и трактуют слова Спасителя : «радуйтеся и веселитеся», но это Он говорил о Небесной награде, которую нам еще надо заслужить
Эти слова были сказаны в конце заповедей блаженств. Следовательно, тот, кто выполнит эти все заповеди, может в конце удостоиться иной, Небесной радости от Бога. Но даже ее не следует желать и искать, как говорят святые, иначе можно впасть в прелесть – опасное духовное состояние. К трезвению относится внимательность на молитве, уменьшение количества сна, увеличение количества поклонов и времени пребывания на молитве.
Кротость, незлобие, нежелание отомстить за себя, вежливое и ровное отношение ко всем. Терпение, незлобие, мир душевный.
Много работы каждому христианину над собой, своей душой, если, конечно, он хочет сподобиться Царствия Небесного. Но не стоит отчаиваться, надо надеяться на помощь Божию, которая непременно подается тому, кто хочет спастись. Ведь Господь хочет нашего спасения больше даже, чем мы сами. Поэтому надо обращаться к Нему за помощью, но и самим не лениться, прилагать усилия. «Царство Божие нудится», — это значит, что входят в Него только усердные, старающиеся, а не ленивые и расслабленные. Любой грех можно победить покаянием, как говорят святые.
прот. Андрей Ткачев о грехах смерти
Новогоднее обжорство
Существуют разные причины обжорства. Оно бывает не только постоянным, но и эпизодическим и даже привязанным к календарю. Это, например, новогоднее обжорство. Почему-то на постсоветском пространстве принято готовить много еды к новогоднему столу. Тем более, что Новый год в России приходится на вторую половину Рождественского поста — времени воздержания.
6 причин и факторов новогоднего обжорства
- Традиционное приготовление большого количества еды.
- Ужин в ночное время, когда организм должен отдыхать.
- Непомерное количество еды, оставшейся после ужина, которую хочется срочно доесть.
- Праздничный характер приготовленной еды, которая приносит множество легкодостижимого удовольствия.
- Бездумное следование новогодним традициям предыдущих поколений.
- Нарушение поста.
Прямая речь: святые отцы о борьбе с чревоугодием
«Кто с жадностью предается яствам, подрывает силы тела, равно как уменьшает и ослабляет крепость души»«…Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиною погона; оно же и на содомлян низвело огонь. Хотя преступлением их было и сладострастие, но корень той и другой казни произошел от чревоугодия…»Святитель Иоанн Златоуст
***
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи
Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей» Иоанн Кассиан Римлянин. ***
***
«…Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в раю; а если не овладеешь им, то сделаешься добычею смерти»Святитель Василий Великий
***
«Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты, положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки есть да есть, глаза не сыты – это грех»Варсонофий Оптинский (Плиханков)
***
«…Избегая неумеренности в наслаждении, целью вкушения надобно поставлять не приятность, а потребность пищи для жизни; ибо раболепствовать удовольствиям не что иное значит, как чрево свое делать богом»Василий Великий
Переедание как психическая проблема
Стоит отметить, что наука крайне редко находит общие точки соприкосновения с религией, но в данном случае они достигли консенсуса. В последнее время обжорства в мире стало очень много и никто не может его побороть. Международное медицинское сообщество официально признало, что обжорство является первопричиной множества сложных болезней.
Симптомы обжорства
Основные симптомы обжорства, с медицинской точки зрения:
Примечательно то, что больные люди стесняются на людях показывать то, что они занимаются обжорством. Они предпочитают уединиться и кушать, но если кто-нибудь застанет их за этим делом, больные будут стесняться. Такие люди обладают чувством вины, они ругают себя за каждый съеденный кусок, но при этом не останавливаются.
Мысли Святых Отцов
В последнее время люди все чаще стали совершать этот грех. Для многих еда стала своеобразным культом: они вечно говорят о ней, добавляют множество пряностей и специй.
Как говорит Филарет, митрополит Московский: «Чревоугодие — идолопоклонство
, потому что грешники ставят свое удовольствие выше всего остального, для них богом является их же чрево, а это ничто не иначе как идол».
Анатолий Великий
также считает, что чревоугодники являются идолопоклонниками, ведь во второй заповеди говорится: «Не сотвори себе кумира», а в реальности многие люди являются сильнейшими кумирами еды.
Авва Дорофей
считает, что есть две разновидности чревоугодия. В первом случае люди не стремятся употреблять много пищи, но они добавляют много пряностей, которые сильно усиливают ее вкус. Человек долго удерживает ее во рту и пережевывает по причине приятного вкуса, не решаясь ее проглотить. В православии такая разновидность чревоугодия называется гортанобесием.
Второй случай чревоугодия — чревобесие, когда люди желают есть много
При этом им не сильно важно, хорош вкус еды или нет. Они просто заботятся о том, чтобы как можно сильнее набить свое чрево
Привила употребления пищи
Многие из вас уже наверняка поняли, как не нужно питаться, но теперь следует разобраться, как же нужно употреблять пищу
, чтобы не стать чревоугодником. Святые отцы сообщают что:
Достаточно мало людей, которые придерживаются правильного питания. Однако Бог всех прощает. И если вы осознали, что вели себя неправильно, то еще не все потеряно.
Что это за смертные грехи?
Гордыня (тщеславие)
Алчность (жадность)
Зависть
Гнев
Похоть (блуд, прелюбодеяние)
Чревоугодие (обжорство)
Уныние (печаль, лень)
Вот основные, главные человеческие страсти, которые нуждаются в покаянии. То есть быть подверженным этим порокам, страстям – греховно, плохо. Эти страсти нужно искоренять, преодолевать себя. Такое преодоление считается благостным и ведёт к духовному росту.
Возьму на себя смелость не согласиться с общепринятой интерпретацией и таким отношением к вышеназванным «страстям». Но сперва оговорюсь, что считаю себя верующим человеком. Однако, хотелось бы «пройтись» по этим главным порокам не только, как человек верующий, но и как психолог:
Гордыня (тщеславие)
Гордыня – гордость за себя, свои заслуги и превозношение себя, каких-либо своих качеств по отношению к другим людям. Гордыня так же за свою принадлежность: расовую, классовую, национальную, групповую и т.д. Суть одна – я считаю себя лучше, чем другой человек, а значит, я заслуживаю больше уважения, одобрения, принятия, любви. Другой человек менее достоин, чем я. Что же является корнем этого порока? Нехватка, недополучение безусловной любви в детстве. Когда ребёнок маленький, родители любят его и принимают безусловно. Если это не так, если родители ригидны, холодны, строги, приучают ребёнка к тому, что он может получить порцию любви и принятия за счёт каких-либо заслуг – это становится плацдармом для появления гордыни. Отсутствие родительского безусловного приятия порождает внутреннюю пустоту, вакуум, который человек заполняет или ощутимыми достижениями (спортивные рекорды, отличная учёба, карьерный рост, финансовый достаток) или же мнимыми (принадлежность к той или иной группе, стране, нации, половой принадлежности и т.п.). Человек компенсирует отсутствие любви – гордостью. Он любит себя сам. За что-то. И за эти свои заслуги стоит первый в очереди при раздаче любви.
В плену у своих желаний
Что заставляет людей чрезмерно есть и пить? Зависимость. Когда мы голодны, уровень дофамина — гормона удовольствия — падает. Мы едим — нам становится хорошо. Такое состояние также наблюдается, например, при победе на спортивном соревновании или когда нас хвалят.
Желая получить удовольствие, многие люди начинают избыточно стимулировать выработку дофамина (это происходит тогда, когда мы едим не потому, что голодны, а потому, что «хочется чего-то вкусненького»). А это, согласно традиционному христианскому знанию, чревоугодие. Поэтому желание перекусить — это то же самое, что желание покурить или выпить. Постоянная стимуляция дофаминовой системы приводит к деформации личности человека. Подобное, кстати, наблюдается у наркоманов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
.
Если парень снится в среду
Увидеть во сне черных насекомых
Как остановить обжорство: основные стратегии и приемы
Обжорство хотя и характеризуется потерей контроля, есть несколько приемов его остановить
Полный запрет строгих диет и устранение соблазнов
Строгие диеты сдерживают обжорство лишь временно. Натянутая струна рано или поздно рвется, и последствия будут страшными.
Физкультура и водный режим
Для поддержания тела в форме необходимо каждый день делать зарядку
Важно также пить много воды — жажда часто маскируется за чувством голода
Помощь человеку в борьбе с обжорством: рекомендации
Готовьте только здоровую еду;
поменьше разговаривайте о еде;
не акцентируйте внимание на переедании;
всегда поддерживайте обжору в стремлении меньше есть.
Как избавиться от обжорства народными средствами
Отвары трав, например мяты, приглушают чувство голода. Дыхательная гимнастика также способствует снижению аппетита. Кроме того, помогает прикладывание тепла в область пупка.
Сопутствующие «друзья» чревоугодничества
Все грехи связаны между собой. При покаянии человек очищает свою душу для Иисуса, но постепенно леность отодвигает на второй план поклонение Богу, делая человеческий храм пустым, открытым для бесов, которые поспешат там поселиться. (Мат.12:42)
Чревоугодничество сопровождают:
- Гнев. Чревоугодники оправдывают гнев, в который часто впадают, своим ожирением. Входя в состояние волнения, начинается заедание стресса, приобретается при этом не покой, а накопление жира.
- Длительное обжорство нагнетает страх остаться без еды, рождается скупость. Грешащий человек начинает копить пищу, употребляя даже испорченные продукты, которые жалко выбросить. Скупцы часто доедают оставленную другими еду, презирая себя за это, но при этом ничего поделать не могут. Бес сильнее их жалкой плоти.
Чем опасно переедание
- Стыд за поедание огромного количества продуктов вызывает тайноядение. При людях такой человек ведет себя вполне прилично, но набивает свое чрево в тайном уголке вдали от человеческих глаз.
Важно! Мало кто знает, что пожирание означает приношение жертвы, чрево становится идолом, требующим все больше жертвоприношений. Христиане, изменившие свой приоритет, становятся идолопоклонниками
Сопутствующие грехи
Нарушающие заповедь отказаться от чревоугодия миряне порождают в себе гнев. Полные люди чаще недовольны собой и окружающими, чувствуют недомогания и из-за этого сердятся и ругаются с родными и близкими.
Если человек привык много есть, то он будет бояться остаться без еды. Грешник начинает собирать еду и забивать своей холодильник и кладовые запасами.
Священнослужители выделяют два вида чревоугодничества: чревобесие – постоянное желание есть и гортанобесие – стремление к изысканной пище.
Чревоугодие приводит к скупости. Вы готовы доедать объедки и есть испорченную еду, чтобы не выбросить ее. Такие люди радуются, что у них есть запасы еды и гордятся своей подготовленностью на любой случай. Скупцы не любят приглашать к себе гостей, а ходить к друзьям они не прочь.
Если у вас этот грех соединяется с тщеславием, то вы «играете» в тайноядение. Вы боитесь показать миру, что любите много и вкусно поесть. Если вы употребляете пищу в одиночестве, то готовы съесть полный стол яств, на людях вы ведете себя очень скромно и сдерживаетесь в лакомствах.
Родственными грехами считаются: еда без молитвы; чрезмерное употребление алкоголя или наркомания; пошлые шутки; ссоры и склоки во время завтрака, обеды или ужина.
В современном мире царит культ чревоугодия
Страсть чревоугодия стоит на третьем месте после гордости и блуда. Дьявол всячески культивирует его. Он старается обелить этот грех, и возведя его на степень нормы жизни, опорочить святость.
Иероним Босх. Обжорство. Фрагмент работы «Семь смертных грехов», Национальный музей Прадо, Мадрид, 1475 г.
Христианин, живущий в миру, испытывает разнообразные искушения этой страстью. В современном мире царит культ чревоугодия. Разнообразные рекламы на улицах, по телевизору, по радио пропагандируют определенный стиль жизни, с которым связано потребление вкусной пищи, напитков, вина и прочих продуктов, служащих к удовлетворению этой страсти.
Сознательно и насильственно разжигается пристрастие к утонченной пище, и с детства формируется гортанобесие. Пост высмеивается, и смысл его извращается. Вместо постов насаждается идея диеты, голодания, вегетарианства.
Все это становится нормой жизни. Людей превращают в жующих и постоянно ядущих животных, как бы идущих на заклание. Вкусно поесть, сходить в кафе, ресторан — стало обычным времяпрепровождением для многих людей. Врачи, не знакомые с традицией аскетического воздержания Восточной христианской церкви, абсолютизируя значение диет, технологий, здоровья тела, без рассуждения запрещают больным воздерживаться в пище и навязывают свои медицинские воззрения.
Страсть чревоугодия борет человека
Сейчас по всей Европе идет, если можно так выразиться, прикорм людей. Когда я был там, я видел, что два развязных беса болтаются по всей Европе — это бес блуда и бес чревоугодия. Люди поставлены в зависимость от них.
Все словно прикармливаются на каждом шагу. Только как бы человек не сошел с этого прикорма. Во время конференций, совещаний, собраний чрез каждые полчаса-час начинаются всякие кофе-брейки и чай-брейки. Знаете, как курицу откармливают перед забоем, так и людей. И видно, что человек только и заботится о том, как бы вкусно и много поесть, как можно больше заработать, чтобы вкусно поесть, потом отдохнуть и идти работать, чтобы снова вкусно поесть.
Когда придет тяжелое время, говорит старец Паисий Святогорец, не будут испытывать трудностей те, кто привыкли молиться и потреблять простую пищу, благословленную молитвой. А тяжело будет тем, кто привык к тортам и сырам, кто привык ни в чем себе не отказывать и никогда даже не вспоминал о молитве, садясь за стол.
Пища без молитвы не идет на пользу, но лишь разжигает страсть его чрева. Вспомним слова пророка Божиего Аггея: «Едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь» (Аг. 1, 6), потому что в небрежении находится Храм Господень. Храм Господень — это не только тот храм, в котором мы с вами молимся. Апостол Павел нам говорит о том, что тела «суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6, 19).
Посему грех, когда мы с небрежением относимся к нашим телам, к храму, который создал Господь. Я разумею здесь не его телесное укрывание одеждой, его питание пищей, а соблюдение благочестия, напитание составом молитвы, заботу о чистоте этого храма через соблюдение заповедей Божиих, через освящение этого храма Телом и Кровью Христовой, участие в Таинствах. Когда человек небрежет о своем храме, растлевает храм Божий, на том исполняются и слова пророка Божиего Аггея.
Господь дал нам наше тело, наш храм, нашу плоть для того, чтобы оно могло вместе с душой участвовать в спасении. Человек, живущий в миру, может и должен законно подвизаться, следуя учению Церкви и святых отцов, излечиваться от страстей, противоборствовать им, очищать и преображать свою душу. И первое препятствие на этом пути — страсть чревоуго дия, которую следует преодолевать молитвою, воздержанием и постом.
Продолжение следует.
Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия — первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!
Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!