Что можно смотреть детям разного возраста
Итак, с вопросами когда и как разобраться удалось. Теперь следующий, и самый главный — что можно смотреть детям разного возраста по телевизору.
Задумайтесь!
1. Дети сильны в подражании. Такая способность воспроизводить поведение после того, как увидел его всего лишь раз, называется «отсроченной имитацией». Это невероятный навык и развивается он очень быстро. К возрасту 1,5 лет ребенок может воспроизводить событие через четыре месяца после того, как видел его всего лишь раз. Этот навык никогда не утрачивается ребенком и маркетологи в курсе. Вот почему мы так склонны воспроизводить поведение родителей годы спустя.
2. Вторая причина значимости содержания видеоматериалов в том, что наши ожидания и предположения глубоко влияют на наше восприятие реальности. Я надеюсь, раз вы стали родителями, уже имеете представление о том, что очевидные истины очевидны только для конкретного человека или группы людей и восприятие реальности у каждого свое, сформированное на основе опыта, убеждений, генетики и т. д. Т. е. то, чему вы позволите проникнуть в мозг вашего ребенка влияет на его ожидания в отношении окружающего мира, а это, в свою очередь воздействует на его восприятие и на поведение.
Не верьте словам развивающее, для маленьких гениев и прочее! Группа исследователей из Вашингтонского университета проводила исследование DVD Baby Einstain и естественно результаты были провальные, в последствии компания Disney убрала надпись «развивающий».
Дети, не достигшие 3-летнего возраста, еще не способны воспринимать сложные сюжетные линии и смысл происходящего на экране. Их привлекает скорее движение и динамичный темп. Идеальный репертуар для этого времени — простые сказки и мультфильмы: Колобок, Теремок,Курочка Ряда, Три Медведя и так далее. Можно выбрать такую схему — сначала прочитать книжку, а затем посмотреть ее «экранизацию». Из современных подойдут Лунтик, Грузовичок Лева, Малышарики. Несмотря на то что многие думают, что в этом возрасте дети не способны к серьезным размышлениям, обсуждать увиденное в ними все равно нужно!
С 3 до 5 лет у детей наступает период идентификации — они сопоставляют себя с героями мультфильмов, фильмов и телепередач, уведенных на экране, в этом возрасте они способны сопереживать и идентифицировать чувства и эмоции
В это время для родителей особенно важно контролировать, что они смотрят. Насилие, рекламы с глупыми слоганами лучше полностью исключить. Кроме того, после каждого просмотра нужно обсуждать увиденное, только тогда вы будете уверены в том, что малыш правильно воспринял информацию
Репертуар может состоять из добрых и «волшебных» мультиков — Винни-Пух, Ну-Погоди, Золушка и так далее.
Кроме того, после каждого просмотра нужно обсуждать увиденное, только тогда вы будете уверены в том, что малыш правильно воспринял информацию. Репертуар может состоять из добрых и «волшебных» мультиков — Винни-Пух, Ну-Погоди, Золушка и так далее.
С 5 лет суд удаляется в отношении жестокого вердикта исключить телевизор, некоторые программы улучшают работу мозга. В «репертуар» можно включать сказки и мультфильмы с более глубоким философским смыслом, ведь ребенок уже понимает — «что такое хорошо, а что такое плохо». Подойдут Маугли, Бэмби, Король Лев, Фиксики и так далее. Кроме того, в телеменю можно включить не слишком сложные для восприятия передачи о животных, городах и странах.
Что запрещается смотреть категорически
Один из самых главных вопросов, который интересует родителей — что делать с рекламой? До 5 лет малышу лучше ее вовсе не показывать. Конечно, его наверняка привлекут динамичные слоганы и ритмичная музыка, однако есть вероятность засорения словарного запаса глупыми фразами типа «не тормози — сникерсни». Мультфильмы для просмотра могут быть записаны на флешки.
Категорически запрещается просмотр мультфильмов и передач, где присуствуют элементы насилия и агрессии. Ребенок может «переложить» такую модель поведения на себя и считать в дальнейшем, что она вполне приемлема в жизни.
Еще один вопрос — это новости. Родители часто смотрят их в присутствии детей, даже не подозревая о том как информационные сюжеты о разных, иногда не слишком приятных, событиях могут травмировать детскую психику и наложить отпечаток на дальнейшее мировосприятие. До 7 лет выпуски новостей категорически не рекомендованы. Если все же их приходится смотреть, взрослые должны обеспечить чувство защищенности, чтобы увиденное на экране не стало причиной панических страхов в жизни.
Почему детям нельзя смотреть телевизор?
Существует ряд показателей, характеризующих развитие маленьких детей:
- эмоционально-волевая сфера;
- речевые навыки ;
- способность к творчеству;
- физиологические особенности организма;
- состояние нервной системы.
Именно эти параметры страдают в первую очередь от чрезмерного «общения» малыша с голубым экраном и являются самыми важными причинами почему детям нельзя смотреть телевизор слишком долго.
Эмоционально-волевая сфера
Подменяя живое общение со сверстниками на прогулке или ролевые игры виртуальным участием в жизни телевизионных героев, ребёнок не получает должного развития своих эмоционально-волевых качеств.
Он не проживает происходящие события, как бы не была велика его эмоциональная вовлеченность, он всегда остаётся зрителем. Да, герои мультфильма могут научить его делиться, быть добрым и послушным, но пока он сам не проживёт эти ситуации, будучи участником, а не зрителем, необходимый жизненный опыт не закрепится. А оказаться участником, сидя возле телевизора невозможно, особенно если ребёнок проводит возле него много времени, в ущерб прогулкам и общению со сверстниками.
Способность к творчеству, развитие фантазии
Любой телевизионный продукт – будь то даже самый добрый мультфильм или интеллектуальная развивающая телепередача опасны, прежде всего, тем, что являют собой своего рода «готовый» рецепт, неважно чего – жизненной ситуации или рассказа на тему, как правильно вылепить кошку из пластилина. Получить рецепт и, следуя ему, сделать что-либо всегда легче и проще, чем придумать что-то самостоятельно, проявив фантазию и творческий подход. Таким образом, творческий порыв ребёнка заранее нейтрализуется, когда телевизионный сюжет предоставляет ему готовый шаблон действий
Таким образом, творческий порыв ребёнка заранее нейтрализуется, когда телевизионный сюжет предоставляет ему готовый шаблон действий.
Полноценное развитие речи
Казалось бы, просмотр качественных мультфильмов и фильмов должен только способствовать развитию речи, ведь ребёнок слушает грамотных актёров, пополняет свой речевой запас новыми словами. Между тем всё не так просто.
Речь развивается в большей степени именно тогда, когда речевой аппарат максимально задействован: когда ребёнок сам произносит слова и звуки, конструирует предложения, выстраивает диалоги, то есть в процессе непосредственного человеческого общения.
У детей, проводящих много времени перед телевизором, безусловно, есть шанс пополнить свой словарный запас, активно вводя в него новые, услышанные по телевизору слова. Но это произойдёт только в том случае, когда ребёнок много и продуктивно общается со сверстниками, учит наизусть и рассказывает стихи, постоянно укрепляет свои речевые навыки. Однако время, проведённое у телевизора, не всегда компенсируется прогулками и общением со сверстниками, а зачастую, наоборот преобладает.
Концентрация внимания и усидчивость
Современный телевизионный продукт, которым заполнены голубые экраны, к сожалению, не способствует развитию усидчивости и сосредоточенности. Более того, детские неврологи утверждают, что такой частый ныне диагноз, как синдром дефицита внимания, во многом вызван именно бесконтрольным просмотром в раннем детстве современных детских мультсериалов и рекламы.
Проведите небольшой опыт: сравните, за какое время разворачивается, казалось бы, простенький сюжет любого детского старого мультсериала, например «38 попугаев» и современного — «Маша и медведь». Как часто меняется картинка? Когда и как говорят персонажи, и говорят ли вообще? Сколько времени отведено на развитие сюжета? Результаты наверняка вас заставят задуматься.
Быстрая смена картинки, постоянное хаотическое движение героев в течение мультфильма, вскрики и междометия (а не нормальная членораздельная речь), все это способствует формированию у детей так называемого «клипового» мышления. Особенно сильно такому восприятию способствует просмотр рекламы, причём не только просмотр, но и пассивное нахождение в зоне включённого телевизора, с нескончаемым потоком рекламных роликов.
В результате восприятие ребёнка как бы разорвано – он может владеть большим количество информации, но не в состоянии анализировать и делать выводы. Ему трудно подолгу сосредотачиваться на чем-то одном, он не любит занятия требующие концентрации внимания и усидчивости.
Влияние на психику
Развитие двигательных и сенсорных участков мозга на первом году жизни ребенка происходит довольно активными темпами
Для правильного формирования всех нейронных связей важно, чтобы младенец активно двигался и нарабатывал тактильный опыт. То есть, чтобы ваш малыш развивался, важно предоставлять ему возможность трогать и ощупывать различные предметы, тянуться, переворачиваться и ползать. Детей, которые уже могут фокусироваться на видеоряде, могут увлечь сменяющиеся на экране яркие картинки
Ребенок перестанет стремиться двигаться, потому что телевизор покажется ему интересней, чем игрушки и неизведанный еще мир квартиры. Особенно сильно малышей увлекают рекламные ролики, грудничок словно замирает и подолгу смотрит на экран, не шелохнувшись. Таким образом, работающий телевизор снижает двигательную активность ребенка, что влечет за собой задержки в психофизическом развитии
Детей, которые уже могут фокусироваться на видеоряде, могут увлечь сменяющиеся на экране яркие картинки. Ребенок перестанет стремиться двигаться, потому что телевизор покажется ему интересней, чем игрушки и неизведанный еще мир квартиры. Особенно сильно малышей увлекают рекламные ролики, грудничок словно замирает и подолгу смотрит на экран, не шелохнувшись. Таким образом, работающий телевизор снижает двигательную активность ребенка, что влечет за собой задержки в психофизическом развитии.
Уже давно доказано пагубное воздействие просмотра телевизора на психику. Малыш может даже не смотреть на экран, но звуковой ряд и видимые на периферии сменяющиеся световые картинки уже могут привести к проблемам со сном и эмоциями, а также вызвать головные боли.
Все происходящее на экране телевизора оседает в подсознании у ребенка. Дети, как губка, впитывают в себя ваше настроение, влияет на них также и домашняя атмосфера. Если у вас с мужем идеальные отношения вкупе с полным взаимопониманием, но при этом вы увлекаетесь просмотром реалити- или развлекательных шоу, герои которых часто ругаются и скандалят, — это может негативно отразиться на психике младенца. Малыш будет капризным, у него часто будут случаться истерические припадки по любому поводу.
Что можно смотреть грудничкам
Конечно, лучше всего отдать предпочтение развивающим мультфильмам. Они в доступной для детей форме объясняют многие еще непонятные им вопросы жизни. Выбирая видео для грудничка надо внимательно читать рекомендации: с какого периода времени допустим просмотр мультфильмов или познавательных документальных фильмов, не нанесет ли это вред неокрепшей детской психике. Добросовестные производители обязательно прописывают все эти нюансы на обложках дисков.
Рекомендуется первые просмотры организовывать совместно: сидеть рядом с ребенком и пояснять ему отдельные, еще сложные для восприятия, моменты. В дальнейшем годовалую кроху можно будет оставлять за просмотром уже знакомых ему мультфильмов одного минут на 5-7, не более.
К 5–6 годам ребенку разрешается проводить перед телеэкраном 60–90 минут, но с перерывами, к примеру, с утра и после ужина минут по 40. К 7 годам допустимо просматривать видеосюжеты до 2 часов. Желательно, чтобы это время делилось на несколько сеансов.
Имеется ли вред от телевизора для детей, родители оценивают сами. При малейшем отклонении в самочувствии лучше проконсультироваться со специалистом.
Смотреть или не смотреть?
По поводу пользы или вреда телевизоров для грудничков, как уже говорилось, единого мнения нет, а любое сомнение благоразумные родители всегда будут трактовать в пользу отказа от такого развлечения в раннем возрасте.
С какого же возраста можно оставлять детей перед телевизором? Не раньше, чем с 2 лет, когда ребенок сможет понимать то, что видит и слышит. Но даже в этом случае врачи не рекомендуют разрешать ребенку длительный просмотр: 15 минут в день вполне достаточно. Ведь именно по причине осознания происходящего на экране малыш очень быстро попадает под влияние экрана:
- снижается способность и желание обучаться;
- деформируются понятия добра и зла, приоритетов и идеалов, нравственных норм и ценностей – ребенок принимает те, которые ему умело навязывает телеиндустрия;
- у детей, подверженных постороннему влиянию, это может превратиться в телеманию (по аналогии с игроманией или наркоманией) – серьезную патологическую зависимость.
Поэтому родителям малышей всегда нужно помнить простые истины:
Живое человеческое внимание и участие родных людей всегда предпочтительнее просмотра ТВ, поэтому при любой возможности уделяйте время своему чаду: играйте с ним, разговаривайте, читайте.
Показывайте личный пример. Как бы ни хотелось вам после рабочего дня поваляться у экрана, показывайте ребенку, что досуг – это не только вечер у телевизора, что активные прогулки, игры на воздухе всегда интереснее и полезнее
Выходите с ним на улицу!
Сажая ребенка перед экраном, следите, чтобы он оставался на достаточном расстоянии от телевизора. Если заметите, что малыш начал прищуривать глаза, всматриваясь в изображение, старается придвинуться поближе к экрану – покажите его офтальмологу. Возможно, начинает развиваться близорукость.
Всем привет!
Сегодня мы затронем такую интересную тему, как
Вообще-то этот вопрос довольно спорный, ведь некоторые родители считают, что телевизор вреден для малышей, а некоторые наоборот убеждены, что он способствует развитию ребенка, позволяет изучить окружающий мир и хорошо отвлекает кроху, занимая его внимание, когда это так им нужно
Давайте попробуем разобраться, кто же прав. И начнем со стереотипов.
1. Телевизор люди смотрят годами, он не вреден.
Никто не поспорит, что частый просмотр программ, фильмов, мультфильмов, особенно сериалов, вызывает своего рода зависимость. Кроме того, постоянные просмотры телевизора формируют инфантильность. Если человек с раннего детства регулярно смотрит телевизор, он не сможет научиться в жизни самостоятельно принимать решения и нести ответственность.
Телевидение приучает малышей воспринимать мир далеким от реальности. Оно не развивает полезные навыки в детях, зато стимулирует выработку импульсивности, неорганизованности, очень часто убивает мотивацию.
Детям от трех до шести лет можно смотреть телевизор 40 минут, час в день. Причем с перерывами. Снова же нужно следить за материалом, который просматривает малыш.
Детям с семи лет разрешается смотреть телевизор 1,5 часа в день, с перерывами.
Подводя небольшой итог, хочется отметить, что телевизор ребенку можно смотреть дозировано, и только определенное время. Кроме того, это должно происходить под присмотром и в присутствии родителей, чтобы из проведенного за ним времени можно было изъять хоть какую-то пользу.
Мы рассмотрели, в чем состоит негативное влияние телевизора на ребенка, а напоследок полезные советы родителям.
Можно ли грудничку смотреть телевизор? Пожалуй, этим вопросом рано или поздно задается каждый родитель. Педиатры, начиная с 1990-х годов, в один голос твердят о его вреде. Предостережения носят не только рекомендательный характер, основанный на собственном опыте и здравом смысле, но и подкреплены многочисленными исследованиями.
Из этой статьи вы узнаете
Возможные последствия
Телевидение в нашей жизни появилось относительно недавно. С течением времени меняется не только формат передач, качество изображения, но и сам телевизор – от простых ламповых мы пришли в эру жидкокристаллических экранов. В связи с этим у родителей и возникают вопросы, действительно ли голубой экран опасен? Разберемся по порядку.
Зрение.
Долгое время офтальмологи говорили о том, что если ребенок много смотрит телевизор, то это ухудшает зрение, способствует развитию близорукости. Особенно опасен он для детей до 3 лет. Но в 2000 году Ли Даффнер, доктор Американской академии офтальмологии, после ряда проведенных исследований доказал, что просмотр телепередач вызывает не физическое повреждение глаз, а их перенапряжение, усталость. Если телевизор ваш ребенок смотрит боком, достаточно близко садится к экрану, начинает часто моргать или щуриться, то это потому, что проблемы со зрением уже существуют. Затягивать с визитом к врачу за консультацией не стоит.
Речь.
В 2008 году Дмитрий Христаксис, профессор Института Сиэтла и Университета Вашингтона, после многолетних исследований доказал, что дети, регулярно просматривающие телевизионные передачи в грудном возрасте, в шесть раз чаще страдают нарушениями развития речи. Связано это вовсе не с тем, какой смысл они несут, так как малыш еще не способен воспринимать и анализировать информацию, а с тем, что теряется связь между мамой и ребенком. То время, которое можно было посвятить игре и беседе, развивая словарный запас малыша, тратится на просмотр видеоряда, который не имеет никакой смысловой нагрузки. Соответственно, нарушается восприятие устной речи.
Нервная система.
Незрелая нервная система грудного ребенка, соприкасаясь с телевидением, может отреагировать по-разному. Перевозбуждение, особенно при небольшой температуре или легком недомогании, становится причиной капризов, истерик, неконтролируемых страхов – все это порождает проблемы со сном. А сон для детей, несомненно, важен, он влияет на гармоничное физическое и психологическое развитие. Некоторые неврологи отмечают взаимосвязь судорог у детей и мерцания экрана. Доктор Христаксис отмечает, что просмотр телевизора имеет накопительный и отложенный эффект, проявляться который может уже в школьном возрасте гиперактивностью и дефицитом внимания.
Снижение интереса к чтению.
Не стоит удивляться, что ваш первоклассник не проявляет интереса к чтению, если телевизор в доме включен в течение всего дня в фоновом режиме. Взрослый человек способен контролировать поток информации, поступающий на него из жидкокристаллической коробки, способен абстрагироваться от лишних сведений
Маленький человек не способен к таким действиям, он будет смотреть телевизор столько времени, сколько он работает, ведь на это не нужно тратить силы, как при чтении.
Ожирение.
Низкая активность всегда сопровождается набором лишнего веса и атрофией мышц, и неважно, 40 лет человеку или 11 месяцев. Пусть лучше ваш грудничок познает границы квартиры, изучает содержимое ящиков, чем будет безвольно сидеть возле телевизора.
Вред телевизора
В течение нескольких десятков лет последствие воздействия голубого экрана на малышей не было хорошо изучено. Педиатры зачастую давали обобщающие рекомендации, сводящиеся к ограничению просмотра телевизора. Повсеместно говорилось о вреде этой техники для глаз. Наверное, каждый помнит, как родители не разрешали смотреть телевизор долго или близко у экрана, пугая ухудшением зрения и возможными очками. Несмотря на это, дети все равно смотрели мультики по воскресеньям и «Спокойной ночи, малыши!» каждый день перед сном.
Однако в эпоху развития и повсеместного внедрения смартфонов, компьютеров, ноутбуков, электронных книг, планшетов и прочих гаджетов телевизор уже не кажется таким уж злом. Сейчас у мам и пап значительное беспокойство вызывают компьютерные игры и социальные сети, несущие большую опасность для детей постарше.
Некоторые мамы даже используют его в качестве фона во время сна малыша и чуть ли не с первого дня жизни включают крохе мультики. Это одно из самых распространенных заблуждений, поэтому стоит рассмотреть отрицательные факторы действия голубого экрана на новорожденных:
- Негативное влияние на зрение. Первые пострадавшие от голубого экрана – это глазки. Чаще всего дети любят смотреть телевизор с близкого расстояния. Ольфтамологи утверждают, что в будущем это может вызвать близорукость у ребенка. К слову, доктор Комаровский в одном из своих интервью рассказал, что мерцающие изображения, которые способен видеть младенец, влияют на формирование остроты зрения и цветоощущения. Можно сделать вывод, что для зрения этот современный прибор несет только вред. Некоторые мамы полагают, что грудничок не видит прикрепленный к стенке телевизор, так как лежит на спинке. Однако стоит помнить, что примерно в 4 месяца дети начинают переворачиваться. Поэтому после достижения этого возраста ребенок может смотреть телевизор на боку. Опасным также является то, что младенец будет пытаться увидеть изображение даже в том случае, когда экран расположен справа или слева от его глаз. Это крайне нежелательно, так как может привести к косоглазию в будущем.
- Нарушение развития речи. Родителям необходимо ограничивать нахождение младенца у работающего телевизора, так как малыши хорошо слышат речь, доносящуюся оттуда. Так как говорят в фильмах и передачах обычно очень быстро, ребенку сложно воспринимать такое большое количество информации. Первым словам малыша должны научить именно мама и папа. Родной и знакомый голос детишки воспринимают гораздо лучше.
- Отрицательное воздействие на формирование нервной системы новорожденного. Мягко говоря, 90% всех телевизионных передач не предназначены ни для младенца, ни для подростков с уже сформировавшейся психикой. К тому же стоит помнить, что в 2 месяца ребенок уже держит голову и поворачивает ее в заинтересовавшую сторону. Телевизионные звуки могут выступать в роли раздражителя и вызывать у крохи плач. Это слишком большая нагрузка на нервную систему новорожденного, опасная для будущей психики и развития памяти.
- У ребенка пропадает интерес к чтению, физическим занятиям, рисованию, пению. Так как малыш постоянно находится у экрана, развивается привычка, и ребенок уже не хочет заниматься спортом, чтением и другими развивающими упражнениями. Это не может не повлиять на последующие успехи крохи в учебе.
- Постоянное нахождение рядом с телевизором приводит к набору избыточного веса. Ведь ребенок должен ползать и играть, а не постоянно следить за экраном. Пониженная физическая активность может нарушить формирование осанки и привести к проблемам с позвоночником. К тому же такие детки поздно начинают ходить и ползать.
Что можно смотреть
Прежде чем включать какую–либо передачу, вспомните, что основной путь познания ребенка – это подражание. Все, что малыш может увидеть на детском телеканале, он обязательно попытается воплотить в реальности.
Даже полуторагодовалый ребенок способен изобразить то, что он видел пару месяцев назад, что уж говорить о детях трех — четырех лет и старше. Присмотритесь к себе, наверняка вы используете приемы воспитания, которыми владели ваши родители, или повторяете фразы, которые зареклись произносить в детстве.
Постоянно фильтруйте то, что смотрит ваше чадо. Все знания и умения, полученные извне, формируют жизненные принципы вашего ребенка, влияют на его восприятие действительности. Человек, выросший на русских народных сказках, всегда будет более внимателен к окружающим, нежели человек, насмотревшийся криминальной хроники. Так что же можно смотреть подрастающему поколению?
Дети до трех лет обращают свое внимание по большей части на яркие краски, динамичное движение, веселую мелодию. Лучшие варианты для семейного просмотра — сказки с незамысловатым сюжетом: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка». Современный кинематограф предлагает такие варианты, как «Малышарики», «Лунтик»
Любимыми всеми детьми можно назвать веселые песенки из «Синего трактора»
Современный кинематограф предлагает такие варианты, как «Малышарики», «Лунтик». Любимыми всеми детьми можно назвать веселые песенки из «Синего трактора».
От трех до пяти лет дети уже способны проявлять эмпатию, проводить параллели между поведением мультгероя и своим. Закладывайте правильные основы воспитания вместе с волшебными мультиками «Золушка» и «Алладин», ходите в гости вместе с «Винни Пухом», улыбайтесь вместе с «Крошкой Енотом». Исключайте все сцены с насилием и вредными привычками, избегайте просмотра рекламы с ее навязчивыми лозунгами, обсуждайте все увиденное, комментируйте все непонятные ситуации, стройте диалог со своим ребенком.
После пяти лет ребенок уже способен самостоятельно отличить плохое от хорошего, способен уследить за сюжетом, выделить полезную информацию для себя. Для этого возраста хорошо подойдут поучительные мультфильмы, например «Король Лев», «Фиксики», «Аркадий Паровозов». Можно заинтересовать передачами о животных, о древних цивилизациях, путешествиями в другие страны. Подобные видеоматериалы принято называть развивающими, но являются они таковыми только тогда, когда увиденное проговаривается и обсуждается вместе со взрослыми.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что грудничкам голубой экран абсолютно не нужен. Детям с двух до трех лет можно ввести в качестве развлечения компьютер или планшет, но не более получаса в сутки. В возрасте от трех до семи лет правильно выбранные передачи могут послужить хорошим подспорьем в воспитании и образовании, но только в том случае, если рядом будут родители, которые способны вступить в диалог, обсудить заинтересовавший сюжет.
Если по каким-либо обстоятельствам вы вынуждены смотреть взрослые передачи вместе с юным зрителем, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенок отвлекался на них по минимуму: убавьте яркость и звук, параллельно с просмотром уделяйте время малышу.
Не делайте из телевизора запретный плод, он, как известно, сладок. Пусть лучше он будет «местом вечернего чая», когда собирается вся семья, смотрит старые добрые фильмы, обсуждает новости за день и попивает чай с вкусняшками.
ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво
Для мамы в декрете телевизор нередко становится своеобразным «окном в мир», порой — едва ли не единственным. Находиться весь день наедине с малышом, не имея возможности с кем-то общаться и ходить на работу для современной женщины очень трудно. И конечно, вместе с мамой в число «телезрителей» автоматически попадает и ее ребенок. Поэтому многие родители задаются вопросами: «Можно ли новорожденному смотреть телевизор? И как быть с малышом постарше, который завороженно смотрит на мелькание ярких картинок на экране?».
Сначала ответим на первый вопрос. Всем известно, «новорожденным» считается ребенок в возрасте до 1 месяца. Только что пришедший в этот мир кроха практически не знаком с границами своего тела, не умеет фокусировать взгляд даже на движущихся предметах. Но даже когда ребенок научится управлять глазными мышцами и смотреть туда, куда ему хочется, его зрение все еще будет неполноценным, рассчитанным на очень небольшое расстояние. Иными словами, новорожденный малыш может рассмотреть только лицо своей мамы и подобные близко расположенные предметы. То есть, смотреть телевизор в общепринятом смысле он никак не сможет, и интересен он ему не будет.
А вот со звуками — немного другая история. Слух у новорожденного тоже пока еще только формируется, но постоянное воздействие громких звуков может перегружать нервную систему малыша. Итогом станет многочасовой вечерний плач. «Колики», — вздохнет многоопытная бабушка, а папа будет отправлен в аптеку за укропной водой и Эспумизаном. Не торопитесь с лекарствами! Если ваш ребенок надрывно плачет каждый вечер по часу-два, то дело не в больном животике — таким образом, через плач, незрелая нервная система «сбрасывает напряжение», накопленное за день. Конечно, перевозбудиться такой кроха может по многим причинам, но если в доме постоянно фоном работает телевизор, то дело может быть и в нем.
Кстати, интересный факт: в советских книгах по домоводству чаще всего существовал раздел, посвященный уходу за новорожденным ребенком. И в нем всегда особо подчеркивалось, что в помещении, где будет спать младенец, телевизора быть не должно. И это в те годы, когда «волшебный ящик» могла купить далеко не каждая семья! Уже в те далекие времена педиатры знали, что телевизор может нанести вред маленькому ребенку, хотя никаких официальных исследований по этому вопросу еще не проводилось. Просто врачи были более наблюдательными и внимательными к своим юным пациентам.
Период новорожденности заканчивается быстро, и вот уже ваш ребенок с удовольствием вглядывается в мелькающие на экране картинки, и даже по-своему выражает заинтересованность в происходящем. И чем дальше, тем больше. Можно ли смотреть телевизор грудничкам и что по этому поводу говорят современные врачи?
А они снова единодушны: телевизор — не игрушка для малышей! Известный педиатр Евгений Комаровский считает, что у ребенка до года нет и не может быть понимания того, что происходит на экране или компьютерном мониторе, и называет телевизор «одним из ведущих факторов в общей тенденции к ухудшению детского здоровья». В чем именно проявляется этот вред?
- Негативное влияние на зрение . Первый год — время активного роста и формирования глазного яблока, и дополнительные серьезные нагрузки могут нарушить этот тонкий процесс.
- Мерцающее изображение может вызывать судороги у некоторых детей. Почему это происходит, пока еще доподлинно неизвестно, но о таких фактах сообщают многие родители.
- Быстрая смена изображения и громкий звук все так же перегружают нервную систему ребенка. Конечно, уже не так сильно, как в период новорожденности, но все-таки ощутимо.