Психосоматика астмы

Психосоматика бронхиальной астмы у детей: психологические причины

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ АСТМАТИКА

Можно выделить четыре характерных варианта нервно-психического механизма бронхиальной астмы:

  • Невростеноподобный, когда человек отмечает повышенную утомляемость и невозможность переносить долго физические и психические нагрузки;
  • Психостеноподобный, для психики которого характерны избыточная ранимость, застенчивость, робость и нерешительность;
  • Истероподобный, в случае которого человек излишне демонстративно проявляет свои эмоции, вплоть до громкого плача и судорог;
  • Смешанный, имеющий черты двух или нескольких перечисленных вариантов.

Общий психологический портрет астматика выглядит следующим образом — он:

  •  Любит уединение, склонен к самоизоляции Больные другими заболеваниями легких, которые сопровождаются одышкой, легче идут на контакт и меньше отчуждаются, чем астматики. При хроническом течении астмы самоизоляция человека только усиливается. Такие люди склонны к самокопанию.
  • Капризен Астматик своенравен, ему сложно угодить и понравиться, в быту он излишне педантичен. Предпочитает, чтобы ход событий происходил по его прогнозу, и если этого не случается, сильно расстраивается и замыкается.
  • С трудом принимает решения В случае конфликтной или сложной ситуации человек с бронхиальной астмой долго не может решиться, как ему следует поступать. Если ему приходится принять точку зрения оппонента, то он принимает ее только внешне, а глубоко в душе все равно остается при своем мнении. Астматики не умеют справлять со стрессом, в результате он негативно влияет на психику и вызывает постоянные обострения астмы.
  • Нервозный, обидчивый Нервное возбуждение чувствуется даже при нахождении рядом с таким человеком, а тем более оно проявляется при общении. Для него характерна прерывистая, быстрая, зачастую негативно окрашенная речь и отрицательные эмоции. Возникает ощущение, что астматик остался непонятым окружающими, и выражает это всем своим видом.

Особенности психологии у взрослых

Астма у взрослых может быть следствием затаенной обиды, внутреннего конфликта, начинающегося в ситуациях, когда кто-то или что-то не оправдывает ожидания.

  1. Люди, склонные к чрезмерной самокритике, постоянно испытывающие сомнение в правильности совершаемых ими поступков, не способные забыть о событиях, некогда происходивших в их жизни и оставивших неизгладимый психологический след.
  2. Нервозные и капризные люди, не умеющие давать своему телу и душе отдых, загоняющие все стрессы вглубь себя, не желающие делиться переживаниями и выплескивать их наружу.
  3. Люди замкнутые, лишенные коммуникабельных качеств, не умеющие выходить из конфликтных ситуаций, склонные соглашаться с чужим мнением только для того, чтобы не казаться глупыми в глазах других людей, но на самом деле думающие совершенно по-другому.
  4. Люди, не умеющие высказываться, таящие все обиды глубоко в себе, живущие ими и, как следствие, постоянно конфликтующие сами с собой.
  5. Ранимые, не склонные к великодушию и прощению люди. Чаще всего они и хотят простить человека, но не могут сделать это из-за гордости либо иных факторов.
  6. Люди, склонные к самовозвеличиванию, даже в том случае, когда в это никто, кроме них самих, не верит. Такие люди полагают, что их мнение является единственно правильным и оспариванию не подлежит.
  7. Люди-симулянты, при помощи приступа пытающиеся добиться принятия нужного им решения либо действия. Такие личности все свои ошибки и проступки оправдывают наличием у них астмы.

Имеющиеся психологические конфликты, отсутствие эмоциональной стабильности становятся спусковым крючком в развитии астмы, не зря у большинства астматиков очередной приступ начинается исключительно после какого-либо сильного психологического воздействия: ссоры с любимым человеком, скандала, увольнения с работы, физической травмы, развития более опасного заболевания. Психология и психосоматика бронхиальной астмы находятся на первом месте, поэтому, прежде чем начать лечение, астматиков должны отправлять к психотерапевту для выяснения того, имеет ли приступ астмы физическую подоплеку или же у него имеются психологические причины. В последнем случае с больным проводится сложная работа по устранению провоцирующих приступ ситуаций.

Найдена основная причина

Итак, причину-то мы нашли. Откуда берутся панические атаки? Из общего страха смерти.
Поэтому постоянно эта тема окружена двойственностью. С одной стороны — бояться есть чего. Все же мы умрём. С другой — бояться глупо, ведь всё равно — умрём и никуда не денемся. Причину нашли, а легче не стало.

Религиозные системы имеют вековые разработки этого вопроса. У христиан — это душа и то, что с ней происходит, у буддистов сознание и его перенос в Чистую Страну. Плюс к этому доктрина реинкарнаций. У материалистов и рационально мыслящих людей смерть остаётся основным вопросом, который не имеет ответа по определению.

Какая область медицинской психологии приблизилась к этой проблеме ближе всего? Вы удивитесь, но вообще-то только одна — экзистенциональная. Гешталь рассматривает вопрос в рамках того, сколько в неё притащили из «восточной философии», позитивная психология, в общем-то тоже, но непосредственно к теме на систематическом уровне тоже. Когнитивная сразу отпадает. Не могут же они тренироваться в этом направлении. Какая-то школа суицида получится. Модно было бы назвать и ещё одно направление — трансперсональная психология, но нравится она далеко не всем, а что это такое — не знает никто.

Итак, не будем спешить с поиском отзывов от тех, кто справился с паническими атаками. Это было бы мнение тех, кто перестал бояться смерти. И перестал не на словах, а на деле, поскольку слова — это всё для сознания, а мы уже поняли, что команды телу, которые создают симптомы, отдаёт бессознательное. Сознание просто не смогло бы вызвать такую соматическую картину.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

В независимых клинических исследованиях установлена прямая связь между приступами астмы и психическими воздействиями. По мнению Ф. Б. Березина, бронхиальная астма — психосоматическое заболевание в классическом его понимании.

Так, П. К. Булатов доказал, что приступ астмы может быть безусловным или условным рефлексом на патологические раздражители. В его исследованиях обострение заболевания начиналось при произнесении определенного сигнального слова. Описаны случаи, когда приступ астмы прекращался под расслабляющим воздействием гипноза.

Один из механизмов реализации приступов болезни — спазм бронхиальных мышц. Они находятся под регулирующим влиянием вегетативного отдела нервной системы. К бронхиальной астме вполне применимо понятие «вегетативного невроза». Вегетативное сопровождение эмоций с выбрасыванием в кровь биологически активных веществ влияет на парасимпатическую иннервацию бронхов.

Физиологи расценивают бронхоспазм как защитную реакцию организма от вдыхания избытка аллергена. Симптомы тревоги, сопровождающие приступ астмы, играют ту же роль, но на другом, более высоком уровне.

Во время астматического приступа одним из симптомов его является страх смерти, имеющий ярко выраженную эмоциональную окраску.

Довольно часто обострения астмы — способ обратить на себя внимание, который больные используют неосознанно и симптомы болезни используются в качестве патологической адаптации. Отчетливо это заметно в семье, где родители занимают контрастные позиции: властная мать и подчиненный отец

Приступы астмы в подобных условиях — еще и защита от агрессии и нападения.

Тактика лечения

Психосоматическое лечение направлено, в первую очередь на обучение пациента выражать свои эмоции, не сдерживая их

Важно научить человека делиться с близкими людьми своими проблемами и переживаниями. Главным в психосоматическом лечении является умение справляться со стрессовыми ситуациями, избегая нервного перенапряжения

Как правило, самостоятельно выяснить психологические причины заболевания достаточно сложно, особенно у ребенка. Поэтому требуется помощь высококвалифицированного психоаналитика, который сможет выяснить истоки заболевания, в том числе и у ребенка.

Медикаментозная терапия предусматривает, помимо симптоматического лечения, назначение седативных препаратов (Валерианы, Пустырника, антигистаминных средств).

При острых стрессовых ситуациях применяются седуксен или элениум. Более сильные транквилизаторы назначать не рекомендуется. Необходимо отметить, что хорошую эффективность в комплексе психотерапии показывают упражнения на дыхание, иглотерапия, массажные процедуры и климатотерапия.

Бронхиальная астма принадлежит к одному из самых малоизученных и сложных заболеваний бронхолегочной системы, поэтому для лечения используется весь спектр медикаментозной и вспомогательной терапии, что позволяет добиться длительной ремиссии и предотвратить возможные рецидивы.

Астма и стресс: прямая связь

Да, говорит Питер Джерджен, магистр естественных наук, старший медицинский работник в Национальном Институте Аллергии и Инфекционных заболеваний. Хотя стресс не станет причиной астмы, он способен ухудшить состояние людей, которые уже страдают этим недугом. Во время периодов напряжения и беспокойства, приступы астмы происходят более часто, и контролировать заболеванием становится труднее. Фактически стресс может сделать течение болезни более тяжелым.

Астма – воспалительное заболевание дыхательных путей. Как любая болезнь она требует немедленного лечения, чтобы предотвратить новые приступы и дать возможность свободно дышать.

Что происходит, когда больной астмой человек испытывает стресс?

Ученые зарегистрировали ряд стрессовых ситуаций, которые были связаны с симптомами астмы: экзамены, публичное выступление, семейный конфликт, национальные бедствия и насилие. Стресс сказывается на физическом состоянии человека, из-за чего контролировать течение болезни становится невозможно.

Во-первых, напряжение и беспокойство могут вызвать физиологические изменения, которые, в свою очередь, провоцируют приступы астмы. Во время сильных переживаний происходит выброс огромного количества таких веществ, как гистамин и лейкотриен, под воздействием которых сужаются дыхательные пути. Кроме того, переживая о чем — то, человек может попросту забыть свое лекарство от астмы. Вызванные стрессом реакции ослабляют способность организма противостоять холоду и респираторным инфекциям. Вирусные инфекции – еще одна явная причина обострения астмы.

Как управлять астмой и стрессом?

Сам по себе диагноз – астма – это стресс. Человек, не знает, когда и где его настигнет очередной приступ, и что станет его причиной. Кроме того, стресс – просто неизбежная часть жизни современного человека. Однако эксперты утверждают: чтобы астма реже давала о себе знать, достаточно уменьшить уровень напряжения и волнения в своей жизни. Как это сделать?

  • Определите главные (свои личные) причины беспокойства, поймите, что вас тревожит больше и чаще всего: финансовые ли это проблемы, проблемы в отношениях, нехватка социальной поддержки, слишком напряженный график работы или нехватка времени. Все это нужно попробовать устранить. Если вы не можете найти решения этих вопросов самостоятельно, обратитесь за профессиональным советом. Делегируйте обязанности. Перестаньте быть перфекционистом и позвольте другим взять на себя часть рабочей нагрузки. Составьте список задач, возложите обязанности на других, обучайте их делать работу, и давайте ясные, индивидуальные указания с обозначением крайних сроков выполнения. Это не означает, что нужно объяснять поставленные задачи пошагово (только если это необходимо) – позвольте другим делать работу своим собственным способом и выражайте за это признательность. Не забывайте о разумных физических нагрузках. Тренировка – отличный способ снять напряжение. Высыпайтесь. Усталые люди просто не способны справиться со стрессом. Выучите расслабляющие упражнения: научитесь правильно дышать, правильно расслаблять мышцы, абстрагироваться от негативных мыслей. Все эти, на первый взгляд, нехитрые приспособления – на самом деле – отличные инструменты для снятия стресса.

Как справиться с беспокойством во время приступа астмы?

Иногда, чувствуя начало приступа, человек в тревоге начинает усиленно дышать. Это может привести к тому, что тревога перерастет в панику.

  • Всегда держите под рукой средства, предписанные врачом для купирования приступа. Или номер телефона, по которому можно быстро обратиться за помощью. Подробно обговорите с лечащим врачом план своих действий на случай приступа. Приступ астмы, как правило, проходит через 5-10 минут. Если этого не происходит через 15 минут или становится хуже – срочно обратитесь за медицинской помощью.

Еще один большой (и хуже того – постоянный) стресс для людей, страдающих астмой – страх перед их болезнью, мешающий им вести нормальный образ жизни. Жить с этим страхом нельзя – нужно проконсультироваться с врачом, чтобы избавиться от этого чувства и взять заболевание под контроль. Когда болезнь не пущена на самотек, человек не живут в страхе. Знание – сила, а внимательное отношение к своему недугу – способ жить полноценной жизнью.

Влияние болезни на личность пациента

Некоторые психотерапевты рассматривают астму, приступы удушья и проблемы с дыханием, как неосознанное стремление получить к себе дополнительное внимание матери, ее теплое отношение. Со временем болезнь может превращаться в способ манипуляции близкими людьми и родственниками

При резком приступе пациент боится умереть от удушья или остановки сердца. Ему кажется, что приступ не прекратится. Чем реже возникает приступ, тем сильнее боится пациент. Страх преследует его не только во время обострения заболевания, но и из-за постоянного ожидания острой фазы.

Чем дольше человек болеет, тем больше он фиксируется и зацикливается на своих эмоциях и ощущениям. Он готовится к пессимистичному прогнозу, боится за свою жизнь. Человек не хочет строить планы на жизнь, ссылаясь на проблемы со здоровьем. Пациент не желает брать ответственность за свое существование.

Психосоматика бронхиальной астмы

Психосоматические заболевания — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Устранение психосоматических причин.

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры; иглотерапия; климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапия при бронхиальной астме

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

  • отрицание; вытеснение; регрессия.

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

В группах организуют:

  • занятия дыхательной гимнастикой; аутогенную тренировку; занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье

Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор

Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений

Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья

Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Этиология бронхиальной астмы

В этиологии бронхиальной астмы имеет значение склонность организма к аллергическим реакциям, которые в значительной степени обусловлены наследственной конституцией больного.

Детская астма наиболее часто начинается в первые три года жизни (до 75%) Вообще бронхиальная астма может возникать в любом возрасте, чаще всего развивается в первые 10 лет жизни. Преобладают мальчики, которые заболевают в 2-3 раза чаще, чем девочки. В половине случаев астма излечивается в пубертатном периоде.

Обычно в раннем возрасте у детей, страдающих бронхиальной астмой, отмечаются признаки аллергии — в виде кожных высыпаний или других аллергических проявлений (встречается у 40-70% больных с бронхиальной астмой). Спровоцировать приступ астмы могут не только попавшие аллергены (обычно с вдыхаемым воздухом), но и физическая нагрузка, перегревание или переохлаждение, резкие изменения погоды или психические нагрузки.

Типичный приступ астмы может возникнуть впервые после острой респираторной инфекции, профилактических прививок, психических или физических травм.

Возникновение приступа:

  1. В качестве «пусковых механизмов» бронхолегочной патологии часто рассматриваются сильные эмоции: гнев, волнение, страх, печаль и тревога.
  2. У некоторых детей триггерами могут быть ситуации, связанные с эмоциональными проявлениями — смехом, криком или плачем.
  3. Есть данные, что панические реакции ребенка или его родителей во время сильного кашля могут вызвать бронхоспазм, который, впоследствии может перейти в астматический приступ.

У детей с бронхиальной астмой установлены нарушения высшей нервной деятельности в виде снижения замыкательных функций, наличия фазовых состояний. У них отмечается слабость процессов активного торможения, выражающиеся в явлениях дистонии и преобладании тонуса парасимпатического отдела нервной системы, парадоксальной реактивности симпатического отдела.

У большой части детей выявлены:

  • повышенная тревожность,
  • астенизация,
  • минимальная мозговая дисфункция,
  • невропатии,
  • неврозы и аффективные расстройства с преобладанием тревоги во время приступа,
  • депрессии в межприступный период.

На основе анализа различных исследований детей выделяют четыре фактора возникновения бронхиальной астмы как психосоматического заболевания:

  • степень генетической уязвимости организма детей, которая оценивается количеством аллергических и астматических заболеваний;
  • степень и природа подверженности различным вредоносным факторам в перинатальном периоде и в раннем перинатальном периоде;
  • вирусные инфекции, которые появляются на протяжении сенситивного периода развития в первые годы жизни;
  • увеличение вторичной уязвимости дестабилизацией гомеостаза ребенка из-за эмоциональных стрессов.

Для лучшего понимания природы астматического симптома, необходимо изучение обоих, психологических и физиологических факторов риска.

Это поможет создать эмпирическую классификацию стрессоров у детей с заболеванием и увидеть различные формы адаптации в семье с больным ребенком.

Д.Н. Исаев (1985), предлагая свой механизм возникновения психосоматических заболеваний, считает, что эмоциональный фактор через вегетативные и эндокринные элементы воздействуют на сому, вначале выступая в форме вегетативной дисфункции, которая потом может перейти в психосоматическое заболевание. Это представление нашло свое подтверждение в исследовании Жбанковой Н.Ю. (1989), показавшей, что у части детей с бронхиальной астмой наблюдаются психогенные гипервентиляционные нарушения в рамках синдрома вегетативной дистонии.

Важность эмоционального стресса при БА варьируется от возникновения преходящих легких состояний закупорки легких, до решающих инициаторов приступов и продолжительного психологического расстройства. Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

Матус показал, что существует три возможных пути влияния психологических факторов:

  • ускорение астмы, психологические факторы выступают «пусковым механизмом» (триггером) для возникновения астмы;
  • обострение или увеличение количества приступов, утяжеление симптомов;
  • препятствие излечению, помощи.

Особенности личности больного, страдающего бронхиальной астмой

Изучение личностных особенностей больных бронхиальной астмой привели к гипотезе о существовании специфического патогномоничного для заболевания «профиля личности», предрасполагающего к его манифестации.

Основные характеристики такого «профиля личности» у больных бронхиальной астмой определяются как склонность:

  • «подавлять депрессию и агрессию»,
  • «сдерживать реакции на фрустрирующее воздействие»,
  • «повышенная нервность, чрезмерная возбудимость либо вялость, повышенная истощаемость»,
  • «высокая тревожность».

Больные бронхиальной астмой часто диагностируются как алекситимики с механистичным характером мышления, проявляющимся в неспособности фантазировать, стремлении оперировать конкретными понятиями. В поведении и чертах личности больных часто обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных, прежде всего агрессивных, побуждений, а также скрытое желание нежности и близости. За псевдо индифферентным или даже агрессивным поведением может скрываться сильная потребность в любви и поддержке.

Агрессия у астматиков не вытесняется. Так как она переживается как опасная, больной не может ее выразить, он не может «выпустить свой гнев на воздух». Это проявляется в приступах удушья. Астматики очень сильно переживают агрессивность, но не проявляют ее; они недоверчивы и подозрительны, и поэтому не склонны к самопожертвованию. У астматиков часто обнаруживаются реактивные образования, которые замещают агрессивные тенденции, и желание близости, часто проявляются расстройства в сексуальной сфере.

У астматиков часто обнаруживается физиологически не обусловленная сверхчувствительность к запахам. При этом бросается в глаза, что эта сверхчувствительность относится прежде всего к тем запахам, которые как-то связаны с нечистотами и неаккуратностью, а также с неряшливым и нечистоплотным поведением. Астматики с повышенной восприимчивостью запахов также крайне зависимы от суждений и мнения окружающих их людей.

Между нарушением функции дыхания у астматиков видят связь с нарушенной способностью больных брать и отдавать, выраженной тенденцией к невозвращению, удержанию, сохранению

У тяжелых аллергиков описан конфликт по типу «владеть-отдать» и тенденция идентифицировать себя в общении с другими лицами, «быть сплавленным» с ними.

Ранние нарушения отношений с матерью проявляются у больного как конфронтация «желания нежности», с одной стороны, и «страха перед нежностью» — с другой.

Для астматиков характерна боязливость с истерическими и/или ипохондрическими чертами. От самих больных их страх остается скрытым.

Психологические особенности детей, больных бронхиальной астмой

Бронхиальная астма — это хроническое заболевание, сопровождающееся приступами кашля с удушьем, которое часто встречается у детей и подростков, особенно мальчиков. Чаще всего впервые проявляется оно в пятилетием возрасте. В подростковом возрасте примерно у половины больных детей отмечается значительное стойкое улучшение. Бронхиальная астма относится к психосоматическим заболеваниям, а ее причины связаны с недостатком любви к ребенку и неудовлетворенностью семейной жизнью родителей. Кашель, сопровождающийся спазмом бронхов, возникает у ребенка как протест против сложившейся ситуации. Приступы психосоматической бронхиальной астмы провоцируют конфликты и бурные выяснения отношений между родителями, алкоголизм отдельных членов семьи, непонимание ребенка в каких-либо ситуациях.

Во время приступа психосоматической астмы у ребенка появляется одышка с шумным продолжительным выдохом, учащается дыхание, отмечается кашель с выделением небольшого количества вязкой прозрачной мокроты. Ребенок путается, страдает от недостатка воздуха, а кожа у него синеет. Можно заметить, что в дыхании участвует вспомогательная мускулатура — во время вдоха втягиваются мышцы шеи, живота, межреберные мышцы. Задыхающийся ребенок не может говорить, а возникший страх делает приступ бронхиальной астмы более тяжелым. В некоторых случаях приступ астмы как психосоматического заболевания затягивается до нескольких дней и принимает вид астматического статуса.

Психологические особенности детей, больных бронхиальной астмой, заключаются в том, что многие из них не осознают своей болезни

Они не замечают своего поведения и реакции в ответ на провоцирующие факторы, а обращают внимание только на сопутствующие астматическому приступу симптомы — ухудшение самочувствия, слабость, повышение температуры тела. Они не замечают реакций тела, связанных с дыханием, а переживают негативные эмоции — плохое настроение, раздражение, свою неполноценность, страх

Наиболее ярко выражено недовольство собой у подростков.

Диагностика

Чтобы диагноз бронхиальной астмы был достоверным, важно учитывать анамнестические данные пациента, его объективное состояние и причины, вызвавшие болезнь. В беседе с больным врач выясняет:

В беседе с больным врач выясняет:

  • с чем связано появление приступов;
  • были ли в жизни сильные эмоциональные потрясения;
  • психологический климат в семье, на учёбе или работе;
  • особенности характера – неуверенность, чрезмерная ответственность, чувство вины, завышенные притязания и другие черты;
  • особенности поведения и реагирования в разных ситуациях (что случится, если пациент забудет дома лекарство);
  • особенности характера родителей;
  • случаи бронхиальной астмы в семье.

Все эти сведения позволяют понять, что основная причина заболевания – психосоматика.

Тщательный сбор анамнеза и дополнительные методы обследования позволяют дифференцировать разные виды астмы:

  1. В пользу психогенной формы говорит связь приступов со стрессами, особенности личности пациента и его близких. Зависимость ухудшения состояния от времени суток прослеживается реже. Нет связи приступа с действием аллергенов, инфекциями, физической нагрузкой.
  2. Для атопической формы характерна склонность пациента к аллергическим реакциям, непереносимость тех или иных продуктов и лекарств, ночной характер приступов.
  3. Подтвердить инфекционно-аллергическую природу болезни помогут кожные пробы с антигенами, характерные изменения в анализе крови и мокроты (эозинофилия). В анамнезе — предшествующие обострению респираторные инфекции.
  4. При других формах неаллергической астмы пациенты связывают возникновение приступов с физической нагрузкой, пребыванием на холоде, приёмом Аспирина и другими причинами.

Истинную бронхиальную астму важно отличать от психогенной одышки. Это состояние возникает у людей с истероидными чертами характера на фоне психотравмирующих событий

Отличить его от астматического приступа можно по нескольким признакам:

  • дыхание несколько раз за время приступа без причины изменяет глубину и частоту;
  • пациент усиленно жестикулирует, двигательно возбуждён;
  • речь может сохраниться;
  • улучшение наступает не от приёма бронхорасширяющих препаратов, а от седативных (успокаивающих) средств.
  • состояние носит функциональный характер, признаков воспаления бронхов и гиперсекреции не обнаруживается.

Алгоритм обследования при бронхиальной астме

Стандартные для всех видов астмы методы диагностики включают:

  1. Рентгенографию грудной клетки.
  2. Спирометрию – измерение объёма форсированного выдоха и жизненной ёмкости лёгких.
  3. Пикфлоуметрию – оценку пиковой скорости выдоха.
  4. Анализ мокроты.
  5. Кожные аллергические пробы – при данной форме болезни могут оказаться отрицательными.

Для постановки диагноза бронхиальной астмы необходимо сочетание данных анамнеза, клинической симптоматики, результатов инструментальных исследований и функциональных проб (изменение просвета бронхов в ответ на введение специальных препаратов).

Психосоматика бронхита у детей

Ребенок воспринимает мир по-своему. Образцом поведения для него становятся родители. Учеными доказано, что в семье, в которой царит спокойствие и уважение, легочные заболевания бывают редко и быстро лечатся. Хронический бронхит развивается из-за проблем в семье, когда малыш не может жить спокойно. Ребенок не может выразить свои опасения, обиду на близких родственников, боится вызвать гнев. Факторы, которые влияют на эмоциональное состояние детей:

  • постоянные бурные конфликты между взрослыми членами семьи;
  • ссоры между сверстниками в детском саду или школе;
  • постоянное эмоциональное давление на ребенка, неприятие его мнения.

Все эти причины формируют неправильное отношение к себе как к личности. Негатив скапливается в подсознании. Ребенок не умеет владеть эмоциями. Постепенно организм ослабевает, возникают проблемы с внутренними органами

Психосоматические причины развития заболеваний органов дыхания у ребенка важно решать в короткие сроки. Помощь психолога нужна прежде всего родителям, чтобы они разобрались в своих эмоциях и научились жить для ребенка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ivbellen
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: