Условные и безусловные рефлексы — виды, классификация и отличия

Безусловные и условные рефлексы

Классификация условных рефлексов

Условные рефлексы делятся на несколько типов:

  1. Классическое обусловливание: нейтральный стимул многократно сочетается с необусловленным стимулом (который естественным образом вызывает ответную реакцию), пока только нейтральный стимул не начинает вызывать такую же реакцию. Например, звук колокольчика может быть сопряжен с едой, пока один только звук колокольчика не вызовет у животного слюноотделение.
  2. Оперантное обусловливание: поведение усиливается или ослабляется в зависимости от его последствий. Поведение, которое сопровождается положительным последствием (например, наградой), с большей вероятностью будет повторяться, а поведение, которое сопровождается отрицательным последствием (например, наказанием), с меньшей вероятностью будет повторяться.
  3. Обусловленность высшего порядка: происходит, когда нейтральный стимул сопрягается с условным (который ранее ассоциировался с необусловленным). В результате нейтральный стимул становится условным стимулом, который может вызвать ту же реакцию, что и первоначальный условный стимул.
  4. Сенсибилизация: происходит, когда повторное воздействие стимула приводит к усилению реакции на этот стимул с течением времени. Например, повторное воздействие громких звуков может привести к тому, что человек станет более чувствительным к громким звукам.
  5. Привыкание: происходит, когда повторное воздействие стимула приводит к снижению реакции на этот стимул с течением времени. Например, через некоторое время человек может перестать замечать постоянный фоновый шум.

Это наиболее распространенные типы условных рефлексов, и они широко изучаются в области психологии и нейронауки.

Особенности рефлексов

Рефлексы — это установленные двигательные реакции на определенные сенсорные стимулы. В своей простейшей форме рефлекс рассматривается как функция идеализированного механизма, называемого рефлекторной дугой.

Основными компонентами рефлекторной дуги являются сенсорные нейроны (или рецепторы), которые получают стимуляцию и, в свою очередь, соединяются с другими нервными клетками, которые активируют мышечные клетки (или эффекторы), которые выполняют рефлекторное действие.

У высших животных большинство сенсорных нейронов не проходят непосредственно в головной мозг, а синапсируют в спинном мозге. Эта характеристика позволяет относительно быстро выполнять рефлекторные действия за счет активации спинномозговых двигательных нейронов без задержки передачи сигналов через мозг, хотя мозг будет получать сенсорную информацию во время выполнения рефлекторного действия.

Существует два типа рефлекторных дуг:

  • вегетативная рефлекторная дуга (воздействующая на внутренние органы);
  • соматическая рефлекторная дуга (воздействующая на мышцы).

Простейшее расположение рефлекторной дуги состоит из рецептора, интернейрона (или регулятора) и эффектора; вместе эти единицы образуют функциональную группу.

  1. Сенсорные клетки передают входные данные от рецептора (афферентные импульсы) в центральный интернейрон, который вступает в контакт с двигательным нейроном.
  2. Двигательный нейрон передает эфферентные импульсы эффектору, который вызывает ответную реакцию.

В этой рефлекторной дуге задействованы три типа нейронов, но также встречается двухнейронная дуга, в которой рецептор вступает в непосредственный контакт с двигательным нейроном. В дуге из двух нейронов простые рефлексы являются быстрыми, недолговечными и автоматическими и задействуют только часть тела.

Рефлексы также можно охарактеризовать в зависимости от того, насколько интенсивна нейронная обработка, участвующая в возникновении реакции. Некоторые рефлексы, такие как короткий рефлекс в слизистых оболочках желудочно-кишечного тракта, которые выделяют пищеварительные ферменты, включают очень локальные нервные пути. Другие рефлексы передают информацию через спинной мозг или другие высшие отделы головного мозга. Однако рефлексы редко требуют длительной обработки. Точно так же, как некоторые рефлексы возникают в результате нейтральных стимулов, другие возникают в результате нейроэндокринных стимулов.

Человеческое тело обладает множеством основных рефлексов. Среди них рефлексы глотания, лактации (выделение молока), пищеварения, выведения отходов жизнедеятельности организма и самосохранения. Химические сенсорные нейроны в желудке запускают рефлекторную секрецию пищеварительных ферментов.

В дуге рефлекса снятия боли:

  1. Болевой стимул обнаруживается рецептором (ноцицептором), и нервный импульс инициируется в сенсорном нейтроне.
  2. Сенсорный нейрон входит в спинной мозг через дорсальный корешок и синапсирует с ретрансляционным нейроном в сером веществе.
  3. Ретрансляционный нейрон синапсирует с двигательным нейроном, который выходит из спинного мозга через вентральный корешок.
  4. Двигательный нейрон синапсирует с мышцей (эффектором), заставляя ее сокращаться и удалять конечность от болевого стимула.

Условные рефлексы

Условные рефлексы – это приобретённые в процессе жизни отдельного человека  рефлексы. Они не могут закрепиться генетически или передаться по наследству потомству – они строго индивидуальны. Они возникаю в связи с определёнными обстоятельствами, и «затухают» при их исчезновении.

Например, слюноотделение при виде вкусной пищи, или если человеку напомнить о лимонах, то слюноотделение так же усилится. Эти рефлексы возникают и пропадают в зависимости от нужд и потребностей человека.  Для образования условного рефлекса необходимо соблюдение важных условий:

  1. Наличие не менее двух раздражителей (безусловного и нейтрального).
  2. Возбуждение, возникающее на безусловный раздражитель должно быть сильнее, чем возбуждение от нейтрального.
  3. Сочетание раздражителей должно повторяться несколько раз.
  4. Сначала должен идти условный раздражитель, а лишь за тем безусловный.
  5. Должна быть задействована мотивация.

Безусловные рефлексы

Это врожденные механизмы, обеспечивающие сохранение целостности организма, гомеостаза внутренней среды и главное — размножение. Врожденная рефлекторная деятельность образуется в отделах спинного мозга и мозжечке, контролируется корой головного мозга. Характерно, что они сохраняются на всю жизнь.

Рефлекторные дуги наследственных реакций закладываются до рождения человека. Одни реакции характерны для определенного возраста, а потом исчезают (например, у маленьких деток — сосательный, хватательный, поисковый). Другие сначала не проявляют себя, а с наступлением определенного срока появляются (половой).

Безусловные рефлексы характеризуются следующими признаками:

  • Происходят независимо от сознания и воли человека;
  • видовые – проявляются у всех представителей (например, кашель, слюноотделение при запахе или виде пищи);
  • наделены специфичностью — появляются при воздействии на рецептор (реакция зрачка возникает при направлении луча света на светочувствительные участки). Сюда же относится слюноотделение, выделения слизистого секрета и ферментов пищеварительной системы при поступлении пищи в рот;
  • гибкость — например, разная пища приводит к секреции определённого количества и разнообразного химического состава слюны;
  • на основе безусловных рефлексов формируются условные.

Безусловные рефлексы нужны, чтобы реализовывать потребности организма, они постоянные, но в следствии болезней или вредных привычек могут исчезать. Так, при заболевании радужки глаза, когда на ней образуются рубцы, пропадает реакция зрачка на световое воздействие.

Классификация безусловных рефлексов

Врожденные реакции классифицируются на:

  • Простые (быстро убирать руку от горячего предмета);
  • сложные (поддержание гомеостаза в ситуациях повышения концентрации CO2 в крови путем увеличения частоты дыхательных движений);
  • сложнейшие (инстинктивное поведение).

Классификация безусловных рефлексов по Павлову

Павлов разделил врожденные реакции на пищевые, половые, защитные, ориентировочные, статокинетические, гомеостатические.

К пищевым относится выделение слюны при виде пищи и попадании ее в пищеварительный тракт, секреция соляной кислоты, моторика ЖКТ, сосание, глотание, жевание.

Защитные сопровождаются сокращением мышечных волокон в ответ на раздражающий фактор. Всем знакомая ситуация, когда рука рефлекторно отдергивается от горячего утюга или острого ножа, чихание, кашель, слезотечение.

Ориентировочные возникают, когда происходят внезапные перемены в природе или в самом организме. Например, поворот головы и туловища в сторону звуков, повороты головы и глаз на световые раздражители.

Половые связаны с репродукцией, сохранением вида, сюда относится и родительский (кормление и забота о потомстве).

Статокинетические обеспечивают прямохождение, равновесие, перемещение тела.

Гомеостатические – самостоятельная регуляция артериального давления, тонуса сосудов, частоты дыхания, сердечных сокращений.

Классификация безусловных рефлексов по Симонову

Витальные для поддержания жизни (сон, питание, экономия сил), зависят только от отдельной особи.

Ролевые возникают при контакте с другими индивидуумами (продолжение рода, родительский инстинкт).

Необходимость в саморазвитии (стремление к индивидуальному росту, к открытию нового).

Врожденные рефлексы активируются при необходимости из-за кратковременного нарушения внутреннего постоянства или изменчивости внешней среды.

Виды рефлексов

В зависимости от того, какой отдел центральной нервной системы участвует в проявлении ответной реакции организма на раздражители, различают два вида рефлексов: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы

см. Нормальные рефлексы

В образовании безусловных рефлексов участвуют низшие отделы центральной нервной системы — нервные центры спинного, продолговатого, среднего, промежуточного моз­га. Безусловные рефлексы являются врожденными, так как их нерв­ные пути уже существуют у новорожденного ребенка. Эти рефлексы служат для обеспечения важных жизненных процессов в организме человека. Например, разжевывание пиши (сосание груди ребенком), глотание, пищеварение, выделение кала и мочи, дыхание, крово­обращение и другие. Безусловные рефлексы являются постоянны­ми, то есть они не изменяются (не исчезают) в течение жизни человека. Их количество и вид почти одинаковы у всех людей. Эти рефлексы передаются по наследству.

Условные рефлексы

Центры условных рефлексов расположены в коре больших по­лушарий головного мозга. При рождении ре­бенка эти рефлексы отсутствуют, они об­разуются в течение жизни человека. Нервные пути условных рефлексов также отсутству­ют при рождении, они образуются в пос­ледующем в результате воспитания, обуче­ния и жизненного опыта.

Образование условных рефлексов

Условные рефлексы образуются на ос­нове безусловных. Для образования услов­ного рефлекса нужно, чтобы сначала дей­ствовал безусловный, а вслед за ним ус­ловный раздражитель. Так, например, для выработки слюноотделительного условно­го рефлекса у собаки сначала включают электрическую лампочку или звонок как условный, затем дают ей корм как безус­ловный раздражитель. При повторении этого опыта несколько раз образуется временная связь между центрами питания и зрения или слуха в головном мозге. В результате одно лишь включение элект­рической лампочки или звонка будет вызывать отделение слюны у собаки (даже при отсутствии пищи), то есть будет проявляться слю­ноотделительный условный рефлекс в ответ на вспышку света или на звонок (рис. 70). При этом вспышка электрической лампочки возбуждает зрительный центр в порядковом отделе мозга. Это воз­буждение посредством временной связи вызывает возбуждение под­коркового пищевого центра. Оно, в свою очередь, вызывает воз­буждение пищевого центра, расположенного в продолговатом моз­ге, и в результате усиления деятельности слюнных желез посредством нервных волокон начинается слюноотделение. На рисунке показано вначале под действием света возбуждение подкоркового зрительно­го центра, распространение его через временную связь на подкор­ковый пищевой центр, а из него на подкорковый центр в продол­говатом мозге, и наконец, поступление его в слюнные железы, вызывая слюноотделение. Материал с сайта http://wiki-med.com

Торможение условных рефлексов

Известно, что во время реализации образовавшегося условного рефлекса, если какой-нибудь сильный внешний раздражитель вдруг окажет воздействие на собаку (или человека), то в нервном центре головного мозга возникает сильное возбуждение. Это возбуждение путем индукции тормозит центр условного рефлекса и рефлекс временно прекращается. Таким образом, на рисунке можно увидеть, как под действием света электрической лампы у собаки появляется условный рефлекс слюноотделения; в результате дополнительного сильного раздражителя — звонка возникает возбуждение слухового центра, происходит торможение центров условных рефлексов и слюноотделение прекращается.

см. Патологические рефлексы

Роль рефлекторной саморегуляции физиологических процессов в поддержании относительного постоянства внутренней среды

Клетки организмов живут в относительно постоянной среде, так как они омываются кровью, лимфой и тканевой жидкостью, которые имеют относительно постоянный состав благодаря саморегуляции (осуществляемой посредством нервной системы) обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов. Кровь, лимфа, тканевая и спинномозговая жидкости образуют внутреннюю среду организма, в которой функционируют клетки, ткани и органы. Способность поддерживать относительное постоянство внутренней среды (гомеостазис) появляется на относительно высоких ступенях развития мира животных. «Постоянство внутренней среды есть условие свободной жизни» (К. Бернар). Уже у акуловых рыб концентрация солей в организме независима от ее изменения во внешней, водной среде. У ганоидных и костистых рыб также поддерживается постоянство внутренней среды.

У человека и высокоорганизованных животных относительное постоянство внутренней среды поддерживается нервно-гуморальными физиологическими механизмами, регулирующими деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, функции почек, потовых желез и пищеварительного канала, которые обеспечивают удаление из организма продуктов обмена веществ.

Процесс кровообращения обусловливает как доставку веществ к органам и тканям, так и доставку остаточных продуктов обмена веществ к органам выделения. Поступление в организм газообразных веществ и их удаление обеспечивается органами дыхания. Поглощение жидких и твердых веществ и превращение питательных веществ в водные растворы, поступающие затем во внутреннюю среду организма, осуществляется органами пищеварительного канала. Органы пищеварительного канала выполняют также функцию удаления неусвоенных и остаточных продуктов обмена веществ. Особенно важную роль в поддержании относительного постоянства состава внутренней среды играют почки, через которые из крови удаляется избыток воды, солей, остаточные продукты обмена веществ и другие вещества, нарушающие постоянство состава крови.

Системы органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и другие обладают способностью рефлекторного саморегулирования. Эта саморегуляция важнейших физиологических процессов происходит благодаря тому, что в низшие отделы нервной системы из расположенных во внутренних органах специальных нервных окончаний, воспринимающих раздражения, — рецепторов — поступают центростремительные, афферентные, нервные импульсы. Приток импульсов по афферентным нервным волокнам вызывает в центральной нервной системе возбуждение и торможение. При этом из центральной нервной системы исходят по нервным волокнам центробежные, эфферентные, пусковые импульсы, которые вызывают деятельность внутренних органов или тормозят ее, а также регуляторные, или корригирующие, импульсы, которые, регулируя питание внутреннего органа, определяют тот или иной уровень его работоспособности.

Этот нервный процесс саморегуляции называется рефлекторным, а изменение деятельности органа и регуляция его работоспособности нервной системой в ответ на раздражения воспринимающих нервных окончаний называется рефлексом.

Значение условных и безусловных рефлексов

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида. Хорошим примером служит рождение ребенка. В новом для него мире его ждет множество опасностей. Благодаря наличию врожденных реакций детеныш может выжить в этих условиях. Сразу после рождения активируется дыхательная система, сосательный рефлекс обеспечивает питательными веществами, прикосновение к острым и горячим предметам сопровождается мгновенным отдергиванием руки (проявление защитных реакций).

Для дальнейшего развития и существования приходится приспосабливаться к окружающим условиям, в этом помогают условные рефлексы. Они обеспечивают быструю адаптацию организма и могут образовываться на протяжении всей жизни.

Наличие условных рефлексов у животных дает им возможность быстро реагировать на голос хищника и спасать свою жизнь. Человек при виде пище осуществляет условнорефлекторную деятельность, начинается слюноотделение, выработка желудочного сока для быстрого переваривания еды. Вид же и запах некоторых объектов, наоборот, сигнализирует об опасности: красная шапочка мухомора, запах испорченных продуктов.

Значение условных рефлексов в повседневной жизни человека и животных огромно. Рефлексы помогают сориентироваться на местности, добыть пищу, уйти от опасности, сохранив себе жизнь.

Какие рефлексы относятся к безусловным?

Безусловный рефлекс — это основная форма деятельности нервной системы, автоматическая реакция на раздражитель. А поскольку на человека воздействуют различные факторы, то и рефлексы бывают разные: пищевой, оборонительный, ориентировочный, половой… К пищевым относятся слюноотделение, глотание и сосание. Оборонительными выступают кашель, мигание, чихание, отдергивание конечностей от горячих предметов. Ориентировочными реакциями можно назвать повороты головы, скашивание глаз. К половым относятся инстинкты, связанные с воспроизведением, а также уходом за потомством. Значение безусловного рефлекса заключается в том, что он обеспечивает сохранение целостности организма, поддерживает постоянство внутренней среды. Благодаря ему происходит размножение. Даже у новорожденных детей можно наблюдать элементарный безусловный рефлекс — это сосание. Кстати, он является наиболее важным. Раздражителем в данном случае выступает прикосновение к губам какого-либо предмета (соски, груди матери, игрушки или пальца). Другой важный безусловный рефлекс — это мигание, возникающее в том случае, когда постороннее тело приблизится к глазу либо коснется роговицы. Такая реакция относится к защитной или оборонительной группе. Также у детей наблюдается например, при воздействии сильного света. Однако наиболее ярко признаки безусловных рефлексов проявляются у различных животных.

Вегетативная (автономная) нервная система

В статье «Нервная система 1.0» мы разбираем анатомическое деление нервной системы. В ней классификация определяется по тому признаку, какие структуры входят в отдел нервной системы и где они расположены. Сейчас перейдем к делению функциональному (физиологическому). 

Физиологически нервную систему подразделяют на два отдела в зависимости от того, какую функцию они выполняют, а точнее – за регуляцию каких органов они ответственны:

Соматическая нервная система подвластна нашему контролю и нашей воле: мы можем поднять руку, закинуть ногу на ногу, повернуть голову. Мы делаем всё это с помощью скелетных мышц, которые управляются соматической НС. Рефлекторную дугу, которая относится к соматическому отделу, мы тоже обсуждаем в статье «Нервная система 1.0». 

Почему наши органы продолжают работу, даже когда мы спим? Это происходит благодаря нашей вегетативной нервной системе. Она устроена так, чтобы функционировать без нашего контроля, и именно ей подвластна работа внутренних органов. 

Вегетативная нервная система в свою очередь подразделяется на два отдела, названия которых можно запомнить по первым буквам ситуаций:

  • Симпатический отдел – работает в ситуации Стресса , например, во время сдачи экзамена или во время какого-то выступления.
  • Парасимпатический отдел – работает в состоянии Покоя, например, во время отдыха. 

Посмотрим, какое действие оказывает каждый из отделов на наш организм: 

симпатическая НС парасимпатическая НС
повышается частота и сила сердечных сокращений сердце  уменьшается частота и сила сердечных сокращений
повышается уровень глюкозы в крови снижается
повышается артериальное давление снижается
расширяются сосуды сердца, артериолы мозга и скелетных мышц сужаются
сужаются сосуды тела расширяются
угнетается сокращение кишечник усиливается сокращение
угнетается работа пищеварительные железы стимулируется работа
угнетается сокращение мочеточники усиливается сокращение
расслабляется мускулатура мочевой пузырь сокращается мускулатура
расширяются  бронхи и бронхиолы сужаются
усиливается вентиляция легких уменьшается
усиливается потоотделение уменьшается
расширяются зрачки сужаются
Как система правосудия Древнего Китая использовала знания об особенностях нервной системы человека?Существует легенда, что если в Древнем Китае хотели определить, виновен ли человек в совершении преступления или нет, то ему в рот клали горсть сухого риса и заставляли выслушивать обвинение. Считалось, что если человек не виновен, то он не будет переживать, тогда его слюнные железы будут активно работать, рис намокнет и человек спокойно его проглотит. Но если человек совершил преступление, то от волнения он не сможет это сделать. Система, конечно, сомнительная (кто не станет нервничать в то время, когда его судят?), но интересная!

Таблица ниже поможет тебе разобраться, как устроены эти два отдела, но сначала нам нужно разобраться с некоторыми определениями: 

  • Ядро – это скопление тел нейронов в ЦНС (в спинном и головном мозге).
  • Узел (ганглий) – это скопление тел нейронов вне ЦНС. 

Как детектор лжи распознает ложь? Детектор лжи (полиграф) – это такое устройство, которое может регистрировать различные параметры дыхания, работу сердечно-сосудистой системы и даже незаметное потоотделение. Предполагается, что человек, который лжет, должен нервничать. Если он находится в стрессовой ситуации, то начинает работать его симпатическая нервная система, а мы уже знаем, как она влияет на организм: усиливает потоотделение, учащает сердцебиение и дыхание и т.д. Хотя, как и в случае с древнекитайской системой, возникает вопрос: а кто не занервничает, если на него наденут датчики и будут донимать вопросами?

Безусловные навыки

Безусловными называют рефлексы, которые обеспечивают целостность гомеостаза во внутренней среде и в организме, а также размножение. Врождённая рефлекторная деятельность развивается в мозжечке и спинномозговых отделах, а вот её контроль осуществляется корой мозга головы. Сохраняется она в течение всей жизни.

Закладываются подобные рефлекторные дуги в утробе матери. Есть реакции, которые после определённого возраста исчезают. Примерами таких являются поисковой, хватательный и сосательный у новорождённых. А вот половой рефлекс проявляется в определённом возрасте.

Признаки у безусловного навыка следующие:

  • Они возникают вне зависимости от воли и от сознания индивида.
  • Видовые. Такие проявляются у любого представителя. К ним относятся: слюноотделение, кашель и прочие им подобные.
  • Специфичность. Рефлексы возникают при влиянии на рецептор. К таким относятся реакции зрачка на яркий световой луч, выделение ферментов и слизистого фермента при поступлении в ротовую полость пищи.
  • Гибкость. Различная еда приводит к выделению разнообразного слюнного состава и определённому его количеству.

Необходимы безусловные рефлексы для реализации потребностей живого организма. Они являются постоянными, но некоторые из них могут угаснуть из-за наличия вредных привычек либо из-за заболеваний. Таким примером является радужная оболочка глаза. Когда на ней возникают рубцы, то реакция на яркое воздействие света зрачком полностью либо частично пропадает.

Безусловные рефлексы имеют собственную классификацию:

  1. Простые (быстрое убирание руки от раздражающего фактора).
  2. Сложные.
  3. Сложнейшие (поведение инстинктивное).

Помимо общей классификации, учёный Павлов тоже поделил рефлексы на некоторые категории. Основными из них являются:

  • Гомеостатические. Это самостоятельное регулирование сокращений сердца, дыхательной частоты и тонуса сосудов, давления.
  • Статокинетические. Благодаря им осуществляется перемещение тела, держится равновесие и обеспечивается прямое хождение.
  • Половые. К ним относится сохранение своего рода и репродукция. Также в эту разновидность включены кормление и последующая забота о потомстве.
  • Ориентировочные наблюдаются в той ситуации, когда внезапно в организме или же в природе что-либо меняется (повороты глазами и головой на раздражители светового происхождения, а также туловищем — на звуковые).
  • Защитные. В ответ на фактор раздражения происходит сокращение мышц. К ним относятся: слезотечение, а также кашель и чихание. Отдёргивание конечности от лезвия ножа либо же от горячего утюга тоже относится к этому пункту.
  • Пищевые: глотание и жевание, сосание, выделение секреции соляной кислоты и моторика желудочно-кишечного тракта.

Учёный биологии Симонов тоже произвёл свою классификацию врождённых рефлексов. Он выделил такие разновидности:

  1. Необходимость саморазвития. Сюда включается стремление к открытию нового и к саморазвитию.
  2. Ролевые образуются при непосредственном контактировании с иными особями (родительский инстинкт и родовое продолжение).
  3. Витальные зависят от отдельного индивида. Они необходимы для поддержания жизни. Сюда включены: экономия сил, употребление пищи и сон.

Имеется таблица, основой которой являются отличия между условными и безусловными рефлексами.

Условные Безусловные
Приобретаются Врождённые
Индивидуальные для отдельных особей Имеются у каждого представителя вида
Возникают при изменениях окружающей среды Относительно постоянные
Производятся головным мозгом Продолговатым и спинным
Вырабатываются, основываясь на врождённых Закладываются внутриутробно
Проявляется под воздействием различных стимулов Образуется из-за раздражающего фактора, который действует на рецепторные зоны
   

Функции рефлексии

Рефлексия – это эффективный способ понять самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны и использовать в деятельности свои способности с максимальной пользой. Например, если я знаю, что у меня более развита зрительная память, то, запоминая информацию, я не буду полагаться на слух, а запишу данные, чтобы подключить зрительное восприятие. Знающий о своей вспыльчивости и повышенной конфликтности человек постарается найти способ снизить их уровень, например, с помощью тренингов или обратившись к психотерапевту.

Однако рефлексия не только дает нам необходимые в жизни знания о себе, но и выполняет еще ряд важных функций:

  • Познавательная функция состоит в самопознании и самоанализе, без нее человек не может создать в своем сознании образ «Я» или «Я-концепцию». Эта система представлений о себе самом – важная часть нашей личности.
  • Функция развития проявляется в создании целей и установок, направленных на преобразование личности, накопление знаний, развитие умений и способностей. Эта функция рефлексии обеспечивает личностный рост человека в любом возрасте.
  • Регулятивная функция. Оценка своих потребностей, мотивов и последствий поступков создает условия для регулирования поведения. Негативные эмоции, которые человек испытывает, понимая, что он поступил неправильно, заставляют его избегать в будущем таких поступков. И в то же время удовлетворение от своей деятельности и успехов создает очень позитивную эмоциональную обстановку.
  • Смыслотворческая функция. Человеческое поведение, в отличие от импульсивного поведения животных, осмыслено. То есть совершая поступок, человек может ответить на вопрос: почему он так поступил, хотя, бывает, понять свои истинные мотивы удается не сразу. Эта осмысленность невозможна без рефлексивной деятельности.
  • Функция проектирования и моделирования. Анализ прошлого опыта и своих способностей позволяет проектировать деятельность. Создание модели успешного будущего, как необходимое условие для саморазвития, предполагает активное использование рефлексии.

Следует отметить также, что рефлексия играет очень важную роль в обучении, поэтому она значима в учебном процессе. Основная функция, которую она выполняет в образовании – контроль содержания собственных знаний и регулирование процесса их усвоения.

Рефлексология В.М. Бехтерева

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России.

Бехтерев является важной фигурой в развитии зоопси­хологии. Он способствовал продвижению этой области науки от субъек­тивных идей в сторону объективно наблюдаемого внешнего поведения. Менее известный, чем Павлов, этот выдающийся русский ученый стал пионером во многих областях иссле­дований

Менее известный, чем Павлов, этот выдающийся русский ученый стал пионером во многих областях иссле­дований.

В советский период В. М. Бехтерев переходит от так называемой «объективной психологии», сыгравшей в свое время крупную и положительную роль, к рефлексологии. В отличие от Павлова, который в своих классических исследованиях об условных рефлексах последовательно остается в рамках физиологии, Бехтерев выдвигает рефлексологию как особую дисциплину, отличную как от физиологии (от физиологического изучения рефлексов), так и от психологии и долженствующую заменить эту последнюю.

Бехтерев и Павлов стали непримиримыми противниками после того, как Павлов опубликовал негативный отклик на одну из книг Бех­терева. В то время как исследования Павлова проводились почти исклю­чительно с целью изучения выделений пищеварительных желез, Бехте­рев в основном занимался условными рефлексами в моторике. Он распространил условные принципы Павлова на мускулы.

Основным открытием Бехтерева стали сочетательные рефлексы, выявленные в результате исследования моторных реакций. Бехтерев обнаружил, что рефлекторные движения — например, отдергивание пальца от предметов, грозящих ударом электрического тока, — могут возникать не только под воздействием безусловных раздражителей (например, удара элек­трического тока), но и под воздействием стимулов, которые сочетаются с исходным, — так, звук зуммера, звучащего во время удара электри­ческого тока, вскоре заставляет испытуемого отдергивать палец.

Сочетательные рефлексы — это рефлексы, которые возникают не только в результате воздействия безусловных раздражителей, но и в результате действия раздражителей, которые сочетаются с безусловными.

Далее, он полагал, что поведение высшего уровня можно объяснить, рассматривая его как сочетание или накопление моторных рефлексов нижнего уровня

Психическую деятельность он рассматривает как рефлекторную, а различные стороны и формы этой деятельности — как различные ее виды: внимание — это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность — символические рефлексы и т.д. Процессам мышления, по мнению Бехтерева, присущ аналогичный характер — в том смысле, что они зависят от внутренних действий речевой мускулатуры

Эта идея позднее была подхвачена Уотсоном. Бехтерев боролся за применение абсолютно объективного подхода; он искоренял использование психической терминологии или концепции.

Бехтерев изучал вопросы коллектива и личности. Он отстаивал очень важную мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы.

Он выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, изучая, что происходит с личностью, когда она становится участником коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности.

В своих экспериментах, посвященных влиянию внушения на деятельность человека, Бехтерев впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал: влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ivbellen
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: